Значение слова МУР в Литературной энциклопедии

МУР

1.[/b] [trn][m2]Джордж [George Moore, 1857—] — английский романист, драматург и критик. Из зажиточной ирландской семьи. В молодости учился в Париже живописи и вращался в кругах художников-импрессионистов и поэтов-символистов. Вернувшись в Англию, выступил пропагандистом и первым переводчиком Золя. В дальнейшем (вместе с Шоу, драматургом лэди Грегори и поэтом В. Б. Питсом) одно время возглавлял мелкобуржуазное интеллигентское движение «Гальское возрождение», стремившееся создать национальную ирландскую лит-ру на английском языке. Представитель первого поколения английского натурализма, Мур полностью выразил всю классовую сущность этого мелкобуржуазного движения, направленного против империализма. Он яростно ратует за «освобождение» человека, однако это освобождение никогда не идет дальше проблем личной жизни и морали. Тематика богемы, жонглирование проблемами, постановка их в такой форме, которая заранее исключает всякий ответ, эстетизм — все это создало целую школу в предвоенном английском романе и перекинулось в послевоенную Францию. Библиография: I. Потусторонние искания, перев. Н. Додоновой, под ред. и с предисл. А. Вербицкой, М., 1904; Кисейная драма, 3 чч., СПБ, 1888; Мильдред Ласон, Наблюдатель, 1887; В бурную ночь, М., 1923; Ulick and Soracha, L., 1926. II. Mitchell S. L., George Moore, 1916. III. Williams J. A., Bibliography of the Works of George Moore, 1921; Frecman J., A Portrait of George Moore, N. Y., 1922 (дана библиография). Т. Л. 2.[/b] [trn][m2]Томас [Thomas Moore, 1779—1852] — английский поэт. Р. в семье ирландского мелкого торговца, католика. 19 лет окончил Дублинский университет. С 14 лет сотрудничал в разных дублинских журналах. В 1800 М. издал свои «Оды Анакреона», а через год выпустил сборник «Poems by the late Thomas Little» (Поэмы покойного Томаса Маленького). М. приобрел широкую известность и получил приглашение на должность придворного поэта, но по настоянию друзей — либеральных буржуа — отказался. Затем уехал регистратором адмиралтейства на Бермудские о-ва. На обратном пути посетил Америку — Мекку тогдашних либералов. В 1806 издал сборник стихов, в которых отозвался крайне неодобрительно об Американской республике и ее учреждениях. Из Соединенных штатов М. вернулся реакционером. В 1807 вышел из печати первый сборник «Ирландских мелодий». «Мелодии» для романтиков явились вторым «Оссианом» ( см. ). За ними последовали «Национальные мотивы» и «Священные песни», пользовавшиеся меньшим успехом. В 1815 М. начал самое крупное свое произведение «Лалла Рук» — «восточный» роман с четырьмя вставленными в него поэмами. «Местный колорит» здесь чрезвычайно условен, но очень ярок. По богатству экзотики и архиромантической трактовке сюжета она стоит в одном ряду с «Ватеком» Бекфорда и восточными поэмами Байрона, у к-рого М. заимствовал композиционные приемы. «Лалла Рук» переведена на персидский язык и пользуется в Персии популярностью как «великая национальная эпопея». Из прозаических произведений М. наиболее известна его биография Байрона (русский перевод, СПБ, 1865). [m2] Творчество М. развивалось в ту эпоху ирландской истории, когда английская буржуазия, стремясь уничтожить относительную независимость ирландской промышленности, поддерживавшуюся покровительственными пошлинами, лишила Ирландию политической самостоятельности. Это вызвало бурное революционное движение среди ирландской мелкой [m2]532 буржуазии (восстание 1798), особенно болезненно почувствовавшей эту перемену. Средняя же и крупная ирландская буржуазия, экономически связанная с Англией и напуганная революцией, поднимавшимся рабочим движением, пыталась путем компромисса с английским правительством обеспечить самостоятельность некоторых отраслей производства в Ирландии, мечтая о добром старом времени, когда промышленность независимой Ирландии процветала. Эти умонастроения умеренного буржуазного национализма нашли свое отражение у Мура в пассивности его творчества, проникнутого больше воспоминаниями о прошлом, чем волевой устремленностью. Ноты протеста против жестокого национального гнета в его «Мелодиях» быстро обрываются или заглушаются примиренческими нотами. Ирландия, ее судьба, преобладает в тематике М. Даже в образах его восточного романа «Лалла Рук» не трудно узнать ирландских борцов за свободу, а в мотивах его вставных поэм — ирландские мотивы. Общий характер всего творчества М. в целом сказался и на его художественных средствах. В его поэзии нет напряженного действия, нет драматизма и пафоса борьбы, нет глубоких противоречий борющихся сил. Все контрасты у М. сглаживаются и примиряются, зло стушевывается. Изящное эстетски выдвигается на первый план. Изображение страсти ослабляется бесконечными уподоблениями; [m2] Иллюстрация: Титульный лист лондонского издания произведений Мура [m2]533 нагромождение пышных метафор и эпитетов делает его поэзию искусственной; правда, в лучших своих песнях М. освобождается от этих недостатков. Библиография: I. Из произведений М. перев. на русск. яз. немного: Рай и Пери, СПБ, 1821; Обожатели огня, Восточная повесть, перевод Н. Бестужева, СПБ, 1821; Эпикуреец, перев. А. Савицкого, 2 чч., СПБ, 1833; Пери и Ангел, перев. В. Жуковского (пересказ одной поэмы из «Лалла Рук»); отдельные стихотворения и отрывки в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля, СПБ, 1875; Вечерний звон, перев. И. Козлова (перев. одной из национальных песен М.), там же; Poetical works, Ed. A. G. Godley, Oxford, 1910; Diary, selection ed. with introduction by J. B. Priestley, Cambridge, 1925. II. Тэрнер Ч., Английские писатели XIX ст., «Образование», 1897, IX; Брандес Г., Главные течения литературы XIX ст., Лекции, перев. В. Неведомского. Английская литература, М., 1893 (переп. в «Собр. сочин.», т. VIII, изд. «Просвещение»); Vallat, T. Moor, Sa vie et ses u0153uvres; Symington, Th. Moor, his Life and Works. С. Б. 3.[/b] [trn][m2]Эдуард [Edward of Abingdon Moore, 1712—1757] — английский поэт и драматург, один из видных творцов буржуазной драмы XVIII в., так наз. «мещанской драмы» ( см. «Драма» ). Сын церковнослужителя, приказчик в полотняной лавке, М. рано выдвинулся своими стихами (оды, послания, басни). Одна из его драм — «Игрок» (The Gamester, 1753) — получила мировую известность, гл. обр. во французской обработке Сорэна (поставлена в Париже в 1768). Герой пьесы Беверлей (имя это скоро становится нарицательным), человек слабохарактерный, попадает в руки интригана и шулера Стэкли, проигрывает все состояние, рискует честью добродетельной жены (к-рой хочет овладеть Стэкли) и кончает самоубийством в тюрьме. Источником трагизма здесь являются не подвиги царей и героев, как в классической трагедии, а денежные интересы. Пьеса продержалась на сцене до второй четверти XIX в. Другие драмы М. — «Найденыш» (The Foundling Comedy), «Жиль-Блаз» — отличаются теми же типичными чертами «слезной комедии», резко отрицавшей лит-ые традиции дворянской аристократии. В буржуазной драме получила выражение оппозиция буржуазии против театра Реставрации с его ходульными традициями и скабрезными комедиями. Царям и придворным противопоставляются переживания среднего человека; монархической патетике и упадочности дворянства — буржуазная мораль. В XVIII в., после второй английской революции, когда буржуазия окончательно побеждает феодализм, она произведениями М. и Лилло ( см. ) кладет основание своей театральной культуре, преодолевая враждебные аристократические влияния и в области драмы. Библиография: I. Poetical Works, collected by T. Park, 1806. III. Gaskey J. H., Life and Works of E. Moore, Jowa, 1927. Л. Н.

Литературная энциклопедия.