1.[/b] [trn][m2]Михаил Владимирович [1868—] (псевдонимы: Гудаш, М. Владимирович, Мруз) — журналист и лит-ый критик. Образование получил в Одесском реальном училище и в СПБ Лесном ин-те, из которого был исключен за участие в студенческих беспорядках [1890]. С 1896 неоднократно арестовывался и ссылался. Начиная с 1887, вплоть до ареста в 1892 организовывал в Одессе и Петербурге подпольные марксистские кружки. По возвращении из ссылки в 1900 вел борьбу с экономистами. В Саратове в 1901 вместе с Лядовым, Елагиным и покойным В. Ф. Галкиным организовал соц.-демократич. комитет, примкнувший к «Искре». С тех пор — в рядах партии большевиков. Печататься начал с 1891. М. был одним из организаторов сб. «Лит-ый распад» ( см. ). В 1910 М. эмигрировал в Париж. В 1917, возвратившись в Россию, участвовал в работе на хозяйственном фронте. В 1929—1930 М. был вице-президентом Государственной академии художественных наук. Последние годы М. принимает деятельное участие в ряде московских литорганизаций («Союз рев. драматургов», «ВССП», «Никитинские субботники» и т. д.). Литературно-критические статьи М., печатавшиеся в повременных изданиях 1908—1910, собранные в сб. «Очерки новейшей лит-ры», посвящены творчеству Л. Андреева, Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, В. Ропшина, М. Горького и Л. Толстого. М. вскрывает реакционную сущность творчества писателей, выражающих идеологию буржуазной интеллигенции, изменившей революции в тот момент, когда «демократия начала осуществлять свои задачи и [m2]506 интересы» (Ленин), выделяя среди этих писателей Горького как пролетарского писателя. По характеру своих критических работ М. сближается с отрядом первых критиков-марксистов. В то же время М. высказал ряд положений, противоречащих марксизму, линию к-рого он в основном проводил, напр.: «Вся сила художников в их подсознательном, в том стихийном начале, которое в художественных творениях единственно важно, ибо это голос самой жизни, в чем мы познаем свой век, свое время». Помимо этого не всегда в статьях М. проблематика разбираемых им произведений увязана с текущими вопросами борьбы, заострена современностью. Отчасти в этом сказалась недостаточная разработанность марксистского литературоведения в ту пору. М. также принадлежит ряд рассказов, стихов и пьес, занимающих второстепенное место в его лит-ой деятельности и не обладающих значительным художественным своеобразием, но отмеченных жизнерадостностью и оптимизмом. Библиография: I. Теплое слово, Сб. фельетонов, Самарканд, 1905; Пересветы, Сб. стихов, М., 1924 (под псевдонимом Мруз); Очерки новейшей литературы, изд. «Прометей», СПБ, 1907. III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, издание 4-е, под редакцией Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928. 2.[/b] [trn][m2]Николай Александрович [1854—] — русский революционер, ученый и поэт. Сын богатого помещика и крестьянки. Участник «хождения в народ». В 1875 в эмиграции, в Швейцарии, состоит ближайшим сотрудником революционного журн. «Работник» и органа П. Л. Лаврова «Вперед». Был также членом I Интернационала. Выдающийся деятель «Земли и воли», а затем «Народной воли», член редакций руководящих журналов этих партий. В феврале 1881 был арестован при переходе через границу, судился по «процессу 20 народовольцев» и присужден к пожизненной каторге. После этого ареста провел в заключении 25 лет, из них 21 — в каземате Шлиссельбургской крепости. Освобожденный по амнистии в октябре 1905, М. всецело отдался научной деятельности (профессор физической химии Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, директор биологической лаборатории при Научном институте имени Лесгафта и т. д.). Склоняясь к буржуазно-либеральной идее мирного прогресса путем распространения в массе точных знаний, М. однако отдался революционной борьбе не столько во имя идей крестьянского социализма, сколько во имя программы гражданских свобод. «Во многом, — пишет М. в своих мемуарах, — либералы казались мне логичнее наших тогдашних социалистов. Я и сам ставил, как они, ближайшей целью гражданскую свободу, а не передел имуществ. Но я сознательно шел с социалистами, потому что тогдашние либералы были вялы, неспособны прямо бросаться на штурм врага, не щадя своей жизни». При бесспорном и высоком личном героизме М. политически наиболее полно представлял в рядах «Народной воли» тех, кого русские марксисты метко называли «либералами с бомбой». После выхода из Шлиссельбурга М. перешел на [m2]507 позиции реформистского культуртрегерства (очень характерна книга 1916 «На войне», в к-рой война рассматривается как плод невежества народов и указывается на распространение в массе естествознания как на верный путь к ликвидации войн). Стихи М. впервые появились в заграничном революционном журнале «Вперед» в 1877 и в женевском сборнике того же года «Из-за решотки» (стихи, написанные в 1876 в тюрьме в ожидании «процесса 193»). В 1906 вышла книга стихов М. «Из стен неволи», а в 1910 — более полная книга стихов «Звездные песни», за к-рую М. был приговорен к году заключения в крепости. В стихах М. 70—80-х гг. мощно сказалось влияние революционно-разночинной среды: это — характерная «гражданская» поэзия с мотивами скорби о народном бесправии, героической готовности к общественному подвигу и прославления революционной борьбы. Революционный энтузиазм, отразившийся в стихотворениях «Борьба», «Перед судом» и особенно «Памяти 1873—1875 гг.», не сопровождается у М. тем ощущением кровной связи с массами городской и деревенской бедноты, к-рое так внятно чувствуется в поэзии Н. А. Некрасова, В. С. Курочкина и др. поэтов, представляющих собой поэзию революционного народничества. В издании стихов 1920 М. подверг свои старые революционные стихи усиленной переработке, окрасив многие из них в либерально-культурнические тона. Интересны попытки М. создать «научную поэзию» на астрономические темы, теоретически осмысленные им в статье «Поэзия в науке и наука в поэзии» («Русские ведомости», 1912, № 1). Воспоминания М. «Повесть моей жизни» занимают немаловажное место в мемуарной лит-ре о русском революционном движении. Библиография: I. М. принадлежит множество трудов по астрономии, математике, химии, авиации и т. д. Литературно-художественные книги М.: Стихотворения 1875—1880, Женева, 1881; Из стен неволи, изд. «Донская речь», 1906; Звездные песни, изд. «Скорпион», М., 1910; То же, кн. I, изд. «Задруга», М., 1920; То же, кн. II, М., 1921; На войне. Рассказы и размышления среди окопов, М., 1916; Повести моей жизни, изд. «Задруга», тт. I—IV, 1916—1918. II. Круковская Л., Н. А. Морозов, Гиз, П., 1920 (более раннее изд., М., 1912); Фигнер В. Н., Н. А. Морозов, М., 1926; Поступальский И., К вопросу о научной поэзии, «Печать и революция», 1929, II—III; Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М. — Л., 1931; Автобиография Морозова, «Энциклопед. словарь Русск. библиографич. института Гранат», т. 40, стр. 305—317 (в прилож. «Автобиографии революционных деятелей русск. социалистического движения 70—80-х гг.», с примеч. В. Н. Фигнер; автобиография написана в 1926). III. Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Подробная библиография в книжке Круковской. 3.[/b] [trn][m2]Петр Осипович [1854—1920] — историк русской лит-ры и театровед. Сын провинциального чиновника. Окончил СПБ университет, защитил магистерскую диссертацию «Феофан Прокопович как писатель» [1880]; в 1912 был избран членом-корреспондентом Академии наук. Достиг высших ступеней бюрократической лестницы — революция застала М. статс-секретарем Государственного совета. Занимался историей русской лит-ры XVIII и первой половины XIX вв., обрабатывая материал в духе либерально-буржуазной науки, [m2]508 применяя культурно-исторический метод. Наиболее видное место занимают его работы по изучению Пушкина. Под редакцией М. вышло шесть изданий сочинений Пушкина. Помимо чисто текстологической и комментаторской работы М. как пушкинист известен статьями об отношении Пушкина к западным лит-рам. Библиография: I. Феофан Прокопович как писатель, СПБ, 1880; Пушкин в русской критике, СПБ, 1887; Очерки из истории русской драмы XVII—XVIII ст., СПБ, 1888; История русского театра до половины XVIII ст., СПБ, 1889; Минувший век, СПБ, 1902; История драматической литературы и театра, т. I, СПБ, 1903; Мимо войны. Дорожные заметки, П., 1915; История европейской сцены, Лекции, вып. I, П., 1919. II—III. Автобиография М. — Соляное дело, «Голос минувшего», 1915, XI; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Модзалевский Б. Л., П. О. Морозов (некролог), «Дела и дни», кн. I, П., 1920, стр. 601—603; «Бирюч», сб. II, под ред. А. С. Полякова, П., 1920, стр. 414 (ошибочно год смерти указан 1919); Пиксанов Н. К., Пушкинская студия, П., 1922, стр. 87—88. П. Б.
Значение слова МОРОЗОВ в Литературной энциклопедии
Что такое МОРОЗОВ
Литературная энциклопедия. 2012