Значение слова МОРО в Литературной энциклопедии

МОРО

Эжезипп [H?g?sippe Moreau, 1810—1838] — псевдоним одного из ранних французских рабочих-поэтов Пьера Жака Руйльо (Pierre Jacques Rouillot). Рано лишившись родителей, Моро поступил учеником в провинциальную типографию. Перебравшись в Париж и сделавшись наборщиком, принял участие в Июльской революции и воспел ее в ряде стихотворений («Видение» — «L’apparition», «Гостеприимные модистки» — «Les modistes hospitali?res»). После этой революции

504 М. становится идеологом пролетаризирующихся слоев беднейшей мелкой буржуазии, выражавших свой протест против установления Июльской монархии, и участвует в восстании 1832; оплакав его неудачу в песне «5 и 6 июня 1832» (Le 5 et 6 juin 1832), М. обращается от жанра песни к социально-политической сатире. В 1833 в г. Провене он приступает к изданию воскресного стихотворного журнала республиканской политической сатиры «Диоген» (Diog?ne). В «Диогене» М. нападает на Июльскую монархию, на легитимистов и бонапартистов, на духовенство, восхваляет труд и тружеников. Склоняясь к «уравнительному социализму» Руссо ( см. ), он ожесточенно нападает с моральных позиций на буржуазную действительность и призывает богачей помочь беднякам, пугая их картиной грядущей революционной анархии («Зима» — «L’hiver»). Издание «Диогена», враждебно встреченное реакционными кругами Прованса, быстро прекратилось, а М. оказался под влиянием нараставшей буржуазной реакции сброшенным в нищую богему, подобно многим другим политическим поэтам 30-х гг. Влача голодное и бездомное существование, больной и надломленный всеми своими бедствиями, М. сделал в конце конпов попытку отказаться от революционной лирики для горьких романтических жалоб на участь поэта («Воспоминание в госпитале» — «Un souvenir ? l’h?pital»; «К моим песням» — «? mes chansons») и меланхолических элегий в духе классицизма («К Медору» — «? M?dor», «Вульзи» — «La Voulsie»). Однако бунтарь в М. не смирился. Стих. «Крестины» (Le bapt?me), «Г-н Пайар» (M-r Paillard) были рецидивами его мятежной лирики.

Творчество М. — ценный документ французской революционной лирики 30-х гг.; в ней, мелкобуржуазной в основном, М. порою становился подлинным глашатаем масс и выразителем революционных стремлений поднимавшегося пролетариата. К поэзии М. чрезвычайно применимы слова Ленина о Герцене, что она «была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность

505 буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» (разрядка Ленина). Этой причиной и обусловливаются идеологические шатания М., его неудовлетворенность и пессимизм, его ранний конец. Значение Моро в том, что он явился промежуточным звеном между Беранже и Дюпоном ( см. ) и способствовал усвоению последующей рабочей литературой 40-х годов социально-политических традиций песни Беранже, передавая эти традиции с бурным пафосом поэта Июльской революции, обогащенного опытом ее первоначальной победы и ее неудачного исхода. Он оплодотворил поэзию раннего Дюпона. Последующие ранние рабочие поэты (Савиньен Лапуэнт, Дюпон, Клеман) из всех рабочих поэтов 30-х гг. благоговейно запомнили одного М. В эпоху Коммуны 1871 зажигательная «Зима» М. не раз исполнялась на «правительственных» концертах в Тюильрийском дворце. Библиография: I. Белая мышка, Сказка для детей, М., 1903; Le Diog?ne, 9 livraisons, Provins et P., 1833; Le Myosotis, P., 1838; ?uvres compl?tes de Moreau, v. I. Correspondance et contes, v. II. Le Myosotis et po?sies in?dites, ?d. Vallery-Radot, P., 1890. II. Данилин Ю., Литературная богема в эпоху французского романтизма, «Новый мир», 1930, кн. II; Его же, Поэты Июльской революции (печатается в ГИХЛ); Sainte-Marie Marcotte, Biographie de Moreau en avant d’une ?d. de Myosotis, P., 1840; Savinien Lapointe, Les ?chos de la rue, P., 1850; Lebailly Arn., H. Moreau, documents in?dits, P., 1863; Lhuillier Th., H. Moreau et son Diog?ne, P., 1881; Lardanchet Henri, Les enfants perdus du romantisme, P., 1905; Baudelaire D., L’art romantique, P., 1925. Ю. Данилин

Литературная энциклопедия.