Значение слова ЛАПУЭНТ в Литературной энциклопедии

ЛАПУЭНТ

Савиньен [Savinien Lapointe, 1812—1893] — французский поэт-ремесленник. Из ремесленной верхушки. Р. в Сане (Sens), почти всю жизнь провел в Париже. По ремеслу — сапожник. В юности работал в сапожной chambr?e — артели-общежитии. Участник июльской революции 1830 и республиканских восстаний против июльской монархии. Подолгу сидел в тюрьме Сент-Пелажи, где и начал литературные опыты. Печататься стал в 1840 в «Ruche populaire» — в период обозначившегося в рабочей и ремесленной верхушке разочарования в заговорщицком бунтарстве и мелкобуржуазно-интеллигентском политическом руководстве. Л. попал под влияние мирного мелкоремесленнического экономизма и культурничества, враждебного политике (которую они ассоциировали с буржуазной интеллигенцией) и проникнутого религиозно-утопическими настроениями. На Л. обратили внимание сен-симонист Оленд Родриг и Ламенне, а

56 с другой стороны — Беранже и Эжен Сю (Л. считал себя учеником Беранже, которому впоследствии посвятил «M?moires sur B?ranger», 1857). В сборнике Родрига «Po?sies sociales des ouvriers» [1841], сыгравшем при всей тенденциозности позднесен-симонистского отбора литературного материала историческую роль введения в литературу рабочей (точнее — предпролетарской) социальной поэзии, Лапуэнту уделено первенствующее место. В 1844 вышел сборник Л. «Une voix d’en bas» с предисловием Эжена Сю, включавший также его драму «Les Juifs sous Charles VI». Стихотворения этого сборника, тяжеловесные по форме (растянутость, риторичность, напыщенность под Ламартина и пафос под Гюго), не лишены достоинств (волнующие повествования из быта рабочих). Романтическая тоска отживающего свой век ремесленничества по средним векам сочетается с гимном труду и индустрии, самоутверждением молодой рабочей поэзии и суровой критикой социальных противоречий. Вместе с тем в сборнике отразилось разочарование в бунтарской интеллигенции и в политике вообще, в к-рой рабочие являлись гораздо больше орудием, чем самостоятельной силой. Характерные Л. черты утопизма часто наносятся им на не менее характерный живописно-идиллический фон. Сборник Л. «Echos de la Rue» [1850] — значительное достижение автора в отношении эластичности и самостоятельности формы — отображает эволюцию настроений Л. в эпоху февральской революции и Второй республики. Февральская революция 1848 и особая, уже самостоятельная роль рабочих масс в ней всколыхнули Л. Поэма «Les deux ma?ons» [1847] — глубоко драматическая повесть о товарищеской жертвоспособности рабочих, хотя и не возвысившаяся еще до общеклассового содержания. «Les enfants de Paris» [март 1848] — боевой гимн февральской революции. В резком противоречии с ними стихи 1850 — призыв к религии и обращение к Луи Наполеону, к-рого Л. убеждает ограничиться ролью «организатора республики». В 1848 Л. напечатал цикл социальных сатир «Prol?tariennes» (в сотрудничестве с Ш. Дели) и выступил социалистическим кандидатом на выборах в Учредительное собрание, но потерпел неудачу. В 1849 под влиянием глубокого разочарования рабочих масс итогами февральской революции призывает — в форме кукольной комедии «Baraque ? Polichinelle» — парижских рабочих не ввязываться из-за Учредительного собрания в вооруженный конфликт с Луи Наполеоном и не способствовать возможным поражением восстановлению монархии. Тем не менее при Второй империи Лапуэнт вместе с частью верхушки ремесленнической интеллигеници под влиянием идей так называемого «наполеоновского социализма», аналогичных русской зубатовщине, сблизился с монархией; он променял ремесло на место мелкого чиновника, хотя и предпринял издание специального журнала для сапожников, и посвятил Наполеону III поэму

57 «L’homme de Sainte H?l?ne» [1869]; за это император бросил ему денежную подачку. После Франко-прусской войны и падения Наполеона III Л. выступил убежденным бонапартистом. Он отчасти отразил настроения того небольшого правого крыла ремесленничества из смежных пролетариату кругов, которые, растерявшись после разгрома Коммуны, искали выхода в противовес реакционному и роялистски настроенному Национальному собранию в так наз. «наполеоновском социализме», якобы не успевшем выполнить свою программу. В «Esp?rance Nationale», издававшейся на деньги низложенного Наполеона III и искавшей симпатий бывших коммунаров, Л. писал свои «Dimanches d’un prol?taire» [1872]. В 1873 он написал бонапартистскую поэму «S?dan». Библиография: I. Кроме указ. в тексте: Po?sies compl?tes, P., 1863 (вышли только первые 2 выпуска); La politique d’un prol?taire montmartrois, s. a.; Contes, P., 1856; Mes chansons, P., 1860; Le Monde industriel, Paris, 1862; Chanson libre, Paris, 1877; Le cristianisme dans la rue, Paris, 1887; En ce temps-l? (contes), Paris, 1888. II. Sue Eug?ne, Pr?face, к сборнику Лапуэнта «Une voix d’en bas», P., 1844; Письма Беранже, Гюго и Гозлана к Лапуэнту, там же; Rodrigues Olinde, Po?sies sociales des ouvriers, P., 1841. Ал. Дробинский

Литературная энциклопедия.