Значение слова АНТИГОНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АНТИГОНА

В греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями (см. Семеро против Фив). Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить не погребенным, она, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата. Слабая и нерешительная сестра Антигоны Йемена боится нарушить запрет Креонта, и Антигона одна совершает над Полиником символический обряд погребения, засыпав его тело тонким слоем земли. Схваченная стражниками, Антигона отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного (каким является Креонт) не может отменить “не писанных, но прочных божественных законов", повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека. Разгневанного Креонта эти доводы не убеждают, и за нарушение его воли Антигону заключают в пещеру, где она должна погибнуть от голода. Желая избежать столь мучительной смерти, Антигона , оказавшись в заточении, кончает жизнь самоубийством. Её примеру следует проникший в пещеру Гемон сын Креонта, с которым она была обручена.

Этот вариант мифа, получивший наибольшее распространение, восходит к трагедии Софокла “ Антигона ”. Наряду с ним существовали и другие версии. По одной из них, Антигона вместе с Исменой похоронили Полиника и после этого пытались бежать в Аргос, но были настигнуты сыном Этеокла Лаодамантом (по этому варианту, у обоях сыновей Эдипа были взрослые дети) и искали от него спасения в храме Геры в Платеях. Лаодамант поджёг храм, и сестры сгорели в нём заживо. По другой версии, Антигона вместе с женой Полиника Аргией выкрали его тело у заснувшей стражи и возложили на погребальный костёр, где уже лежало тело Этеокла. Аргии удалось после этого бежать, а Антигону схватила стража. Вариантом этой версии является похищение тела Полиника одной Антигоной ; т. к. ей не под силу нести его, она тащит тело волоком, поэтому ещё в историческую эпоху участок от места единоборства 6paтьев до погребального костра назывался “волок Антигоны” (Paus. IX 25,2].В основе этого варианта лежало фиванское сказание, согласно которому пламя над погребальным костром сыновей Эдипа разделилось на два языка, не сливавшихся друг с другом. Первую литературную обработку этот эпизод получил у Каллимаха в “Причинах” (1-я половина 3 в. до н. э.); затем он повторяется у многих греческих и римских авторов. Иначе был изложен миф в несохранившейся трагедии “ Антигона ” Еврипида: насколько можно судить по свидетельствам и фрагментам, Антигона воспользовалась при погребении Полиника помощью Гемона, поэтому Креонт то ли осудил их обоих на смерть, то ли поручил Гемону казнить Антигону . Развязкой было появление бога Диониса, который повелевал Креонту женить молодых и, вероятно, предсказывал рождение у них сына. К трагедии 4 в. до н. э. восходит вариант, по которому Гемон получал приказ казнить Антигону и сообщал отцу об исполнении приказа, но в действительности прятал Антигону у пастухов и жил с ней как с женой. Родившийся у них сын, достигнув юношеского возраста, был опознан Kpeoнтом, когда прибыл в Фивы, чтобы участвовать в состязании. Несмотря на вмешательство Геракла, Креонт требовал казни Антигону , и Гемон убил Антигону , а затем себя (Hyg. Fab. 72).

Наиболее значительные из воплощений мифа в европейской драматургии: в 17 в. — “ Антигона ” Ж. Ротру; "Фиваида” Ж. Расина; “ Антигона ” Ф. Кино; в 18-19 вв. — “ Антигона “ П. Метастазио, послужившая либретто для многих опер; “ Антигона ” В. Альфьери; “ Антигона ” Ф. Гёльдерлина. В России в нач. 19 в. к мифу обращались В. В. Капнист (трагедия “ Антигона ”) и А. Ф. Мерзляков. В 20 в. (более 30 трагедий) — “ Антигона ” В. Газенклевера, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Б. Брехта, К. Хубалека и др. Наиболее значительные оперы 17 —18 вв. — “ Антигона ” М. А. Циани, Т. Траэтты, К. В. Глюка, Й. Мысливечека, Д. С. Бортнянского. Н. А. Цингарелли; в 20 в. — “ Антигона ” А. Онеггера (текст Ж. Кокто) и К. Орфа (текст Ф. Гёльдерлина). К постановке трагедии Софокла писали музыку Ф. Мендельсон, К. Сен-Сане и др.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.