Значение слова ИРВИНГ в Литературной энциклопедии

ИРВИНГ

Вашингтон [Washington Irving, 1783—1859] — северо-американский писатель. Родом из семьи состоятельных нью-йоркских буржуа. Первым лит-ым опытом И. были газетные очерки в духе аддисонова «Зрителя» под характерным псевдонимом «Jonathan Oldstyle». В 1807—1808 совместно с Джемсом Полдингом (J. Paulding) И. выпускал альманах «Всякая всячина» (Salmagundi), составлявшийся из юмористических и бытовых зарисовок Нью-Йорка. В эти годы Нью-Йорк быстро становился центром торговой буржуазии, демократическая серость к-рой претила романтику И. Теплый юмор его «Истории Нью-Йорка (с сотворения мира и по конец голландской династии), составленной Дидрихом Никкербокером» (Knickerbocker’s History of New-York, 1809) возвращал читателя к живописной экзотике захолустного голландского поселения, каким был Нью-Йорк еще

564 в конце XVIII в. Книга имела большой успех и дала имя целой лит-ой группировке Нью-Иорка (Knickerbocker group — Полдинг, Галлек и др.). Той же эстетической романтикой прошлого полны последующие книги И., написанные в форме очерков: «Sketch book» [1819], «Bracebridge Hall» (Поместье Брэйсбридж, 1822), «Tales of a Traveller» (Письма путешественника, 1824), «Conquest of Granada» (Завоевание Гренады, 1829) и «Legends of Alhambra» (Легенды Альгамбры, 1832). Все эти книги были написаны в Европе, где И. с 1814 был торговым представителем фирмы своих братьев в Ливерпуле, а с 1826 но 1832 — атташе американского посольства в Мадриде. Терпеливо выжидая в Европе той норы, когда из американских дельцов сформируются меценаты, И. в Англии, только что перенесшей луддитские волнения, видел лишь уютные поместья и живописные церкви, а в Испании — одни мавританские древности. Безукоризненные по яз. очерки И., соединяя блестящую стилизацию под скэтчи Аддисона с модным со времени Вальтер Скотта историзмом, стали классическим образцом английской художественной речи и сделали И. первым из американских писателей, получивших признание в Англии. Сам И. пишет в одном из предисловий: «Казалось каким-то чудом, что американский дикарь может сносно писать по-английски. На меня смотрели (в Англии) как на что-то новое и странное в лит-ре: полудикарь с пером в руке, а не в голове». И. открывает собою ряд американских писателей, тяготевших к Европе, ее культуре и ее лит-ой технике (ср. Г. Джемс, Кэбелл и др.). Написанные по возвращении в Америку «A tour on the prairies» (Поездка в прерии, 1835), «Astoria» [1836] и «Adventures of captain Bonneville» (Приключения капитана Бонвиля в Скалистых горах и на Дальнем Западе, 1837) показали, что И. отказался от романтико-эстетического пренебрежения к деляческой прозе американской действительности и, как он сам пишет, «признал заслуги великого торгового и финансового класса нашей страны» и разумность «нашего правления, основанного на компромиссе». В другом письме И. находим «похвалу» земельным спекуляциям на Западе, в к-рых И. видел мощный двигатель прогресса. В «A tour on the prairies» видим художественно беспомощную попытку И. описать пионерскую экспансию, в «Astoria» — восторженный апофеоз экономического освоения Аляски одним из первых миллионеров — меховым королем Астором. Все это восстанавливало ослабевший в Америке интерес к И., обеспечивая ему выпуск биографий, продолжавших линию ранней его работы («Колумб», 1828). Одна за другой печатаются «Жизнь Голдсмита» [1849], «Жизнь Магомета» [1850], пятитомная «Жизнь Вашингтона» [1855—1859], но все эти попытки И. приспособиться к новым вкусам американской публики были вне его художественных

565 возможностей и сводились, по выражению одного его биографа, «к стараниям старого джентльмена выполнить свои обязанности перед издателем». Самый ценный вклад И. в американскую художественную лит-ру — это оформление им в ранних «Sketch books» нового жанра short story, получившего после Эдг. По такое широкое развитие. От переходной формы художественного фельетона (sketch) через сцепление их единым рассказчиком («Bracebridge hall») И. доходит до фабульного рассказа (short story). Таковы знаменитые «Rip Van Winkle», «Legend of sleepy hollow» (Легенда об уснувшей долине) и др. short stories, вошедшие в «Sketch books». Библиография: I. Собр. сочин. в 2 тт., N.-Y., Putnam, 1910; Irving P. M., Life and letters of W. Irving, pp. 862—864. II. Warner C. D., W. Irving, 1881; Boynton H. W., W. Irving, 1901; Hellman G. S., Washington Irving Esq. Ambassador, 1925. Ив. Кашкин

Литературная энциклопедия.