Значение слова ЗЕНКЕВИЧ в Литературной энциклопедии

Что такое ЗЕНКЕВИЧ

Михаил Александрович [1888—] — современный поэт. Продолжая традиции акмеистов (см.) , З. является вместе с тем одним из немногих представителей русской «научной поэзии». В творчестве его легко различаются два периода. В первый из них природа, взятая космически (геологические и палеонтологические картины), противопоставлена человеку, ничтожному и бессильному. Нарочитое выпячивание «плоти», тяжелой и прожорливой, придает его поэзии пессимистический оттенок, приводит З. к характерному для буржуазной интеллигенции сознанию бренности и непрочности всего живого: «...Застывшая земля замкнет круг ежедневного вращенья», «...твари — мы плодимся и ползем, как в падали бациллы разложенья». Картина этого разложения дана в тонах крайнего натурализма: «Помои красные меж челюстей

338 разжатых спустивши, вывалят из живота мешок, и бабы бережно в корытах и ушатах стирают, как белье, пахучий ком кишек». Война и революция резко изменили отношение З. к действительности. Рисуя картину гибели людей в конвульсиях кровавой схватки войны, З. надеется на то, что эта катастрофа — только пашня «для лучезарной жатвы будущего». После разрушительного вихря он призывает творить, выковывать новое, потому что «мы должны быть не рабы времен и пространств, а повелители». З. принял революцию как стихийную силу, к-рая сделала «прививку бессмертия в солнечном теле». «Нет, все готов снести я молча и только об одном молил, чтоб вечно к жизни голод волчий во мне неутоленный выл». Акмеизм делал упор на фактуру вещей, пытаясь через них преломить мир. «Вещником» являлся и З. в своей научной поэзии. Так же воспринята им и Октябрьская революция, на службу к-рой он искренно хочет поставить свою поэзию, отягощенную и по сей день творческим методом акмеизма. Библиография: I. Дикая порфира, Стихи, изд. «Цех поэтов», СПБ., 1912; Четырнадцать стихотворений, изд. «Гиперборей», П., 1918; Лирика, 1921; Пашня танков, Поэма, Саратов, 1921; В. Гюго, «Май 1871 года», Стихи (перевод), изд. «Красная новь», М., 1923; Ф. Фрейлиграт, «Вопреки всему», Избр. стихотв. (перевод), изд., вступит. статья и примеч., Гиз, М., 1924; Под пароходным носом, Стихи, изд. «Узел», М., 1926; Поздний пролет, «ЗИФ», М., 1928. Стихи З. печатались в журналах: «Образование», «Современный мир», «Аполлон», «Новый журнал для всех», «Гиперборей», «Молодая гвардия», «Новый мир» и др. II. Иванов Вяч., Marginalia, Труды и дни, ч. 4—5, М., 1912; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923; Усов Д., М. Зенкевич, «Саррабис», Саратов, 1921. III. Дынник В., Трансокеанская тоска (в ст. «Право на песню»), «Красная новь», 1926, XII; Березин Л., Стихи М. Зенкевича, «Новый мир», 1929, V; Писатели современной эпохи, т. I, под ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928. Г. Васютинский

Литературная энциклопедия.