Значение слова ПАНЧ в Литературной энциклопедии

Что такое ПАНЧ

Петро (псевдоним П. Панченко) [1891—] — украинский советский писатель. Р. в Балках, Харьковской губ., сын крестьянина, учился в Полтавском землемерном училище, а затем в одесском Сергиевском артиллерийском училище [1916]. Служил в старой армии артиллерийским офицером, после революции — в Красной армии командиром. Состоял членом лит-ых организаций: «Плуг» [с 1922], «ВАПЛІТЕ» [1925—1927], «Пролитфронт» [1930], «ВУСПП» [1931], украинского «ЛОКАФ». В настоящее время член Оргкомитета Всеукраинского союза советских писателей и Оргкомитета Всесоюзного совета советских писателей. Лит-ую деятельность П. начал с газетных фельетонов и рассказов, перешел затем к более широким полотнам и испробовал свои силы в разных жанрах. Ранние произведения П. не лишены налета народнического сентиментализма.

436 В них он рисовал гл. обр. быт украинского крестьянства и провинциальной интеллигенции после революции («Зеленая трясина», «Мышачьи норы», 1926). Отличительной чертой этого периода является изобличение провинциальной обывательщины. В дальнейшем П. перешел к изображению героики революции («Смерть Янулянса», «Там, где вербы над прудом» и др.). В 1925 писатель пытался создать социально-бытовой роман «Реванш» на тему о деятельности и крахе «бывших людей» — украинской контрреволюции. Роман писателю не удался, но он послужил поворотным пунктом в творчестве П. В последующих произведениях революционная направленность П. получает более яркое выражение. Тематика его значительно расширилась. Она охватывает отдельные события и эпизоды революционной борьбы («С моря» — восстание на броненосце «Потемкин»), империалистическую войну («Без козыря»), крушение украинской националистической контрреволюции («Голубые эшелоны»), гражданскую войну в Донбассе («Право на смерть»), ранний период социалистической реконструкции («Повесть наших дней»), героическую борьбу за новый быт («Рождение», 1932) и др. Наиболее художественно зрелой является повесть «Голубые эшелоны», в к-рой автор исключительно ярко воссоздает ряд типов «самостийной Украины», стремившейся закабалить страну, превратить ее в колонию англо-французского капитала. Полное банкротство идеологии и практики украинского мелкобуржуазного национализма — основная идея всех этих произведений. Преодолев в своем творческом развитии националистические настроения «ВАПЛІТЕ», П. проделал большой путь от антимещанской сатиры к героике социалистического строительства. В настоящее время П. — один из наиболее значительных писателей, развивающихся в направлении социалистического реализма в украинской советской лит-ре. Произведения его переведены на русский, белорусский, польский, грузинский, немецкий и еврейский языки.

437 Библиография: I. Русск. перев.: Земля, Рассказ, изд. «Прибой», Л., 1926; С моря, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1927; Выстрел в лесу, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1928; На седьмом этаже, изд. «Прибой», Л., 1929; Голубые эшелоны, Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Без козыря, Гиз, М. — Л., 1930; Рождение, Рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1932; Повести, изд. «Советская литература», М., 1933. На укр. яз.: Соломъяний дим, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1925 (неск. изд.); Мишачі нори, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1926 (неск. изд.); Голубі ешелони, Збірка повістей, ДВУ, Харків, 1929 (неск. изд.); Нарождення, Збірка, вид-во «Література і мистецтво», Харків, 1932; Моя доповидь, вид-во «Література і мистецтво», Харків, 1932. II. Степовий Т., Творчість Петра Панча, «Критика», 1928, № 1; Заець В., Петро Панч, Харків, 1929; Коваленко Б., В шуканнях стилю, «Критика», 1930, № 1; Его же, Літературні портрети. Петро Панч, Кїев, 1931. Отзывы: Зенкевич М., «Печать и революция», 1929, № 2—3; Селивановский А., «Молодая гвардия», 1929, № 5; Гатовский А., «Молодая гвардия», 1929, № 5; Гатов Ал., «Молодая гвардия», 1929, № 7—8; Пакентрейгер С., «Новый мир», 1929, № 4; Лаврова Кл., «Книга и революция», 1930, № 26, Панаев Н., «Ленинград», 1931, № 2; Чирков Н., «Художественная литература», 1932, №№ 33—34. Д. Галушко

Литературная энциклопедия.