[L’Abbaye] — объединение писателей во Франции. История «А.» такова: осенью 1906 несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упраздненного аббатства. Так возникло «А.». Участники содружества устроили собственную типографию и работали в ней (первыми были напечатаны — «Trag?die des espaces» Р. Аркоса, «Des l?gendes, des batailles» Ж. Дюамеля). Предполагалось, что типография обеспечит существование членов содружества. Со временем состав «А.» пополнился новыми людьми: Жюль Ромен пришел сюда с рукописью своей знаменитой
8 книги «La vie unanime» (Единодушная жизнь) и др. «Аббатство» просуществовало около двух лет и распалось из-за жестоких материальных лишений, с к-рыми пришлось встретиться молодым поэтам. «А.» не было какой-либо определенной лит-ой школой; сами участники содружества заявляют об этом; но совершенно бесспорно, что писателей, которых объединило на короткое время «Аббатство», связывали нити социально-психологического родства; недаром, когда в стихах Жюля Ромена отчетливо, с впечатляющей яркостью была сформулирована идеология беспочвенного, затерявшегося в недрах большого капиталистического города, деклассированного одиночки, книга «La vie unanime» сразу стала знаменем людей, встретившихся в «А.». Творчество крупнейших поэтов, связанных с «А.», — Дюамеля, Ромена (во всяком случае в начальный период), Аркоса, Вильдрака, Шеневьера — имеет много общих черт: всех их сближает необычайно легкая ранимость их сознаний; перед нами очень хрупкие, не умеющие сопротивляться индивидуальности. Очень нежная, тончайшая лирика поэтов «А.», беспочвенных людей (название одного из сборников Вильдрака «Песни разочарованного» представляется очень типичным), окрашена смутной неудовлетворенностью, которую нельзя даже назвать пессимизмом; она для этого слишком расплывчата. Чрезвычайно ощутима идеологическая связь поэтов «А.» с Р. Ролланом. И она не случайна конечно. Эти два явления сближает единство их мелкобуржуазного классового содержания. В конце концов поэтическая идеология «А.» была только наивным и кустарным развитием ролландизма (см. «Р. Роллан»). Библиография: Florian-Parmentier E., Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, P., 1919; de Montfort E., Vingt cinq ans de la litt?rature fran?aise [1895–1920], P., 1922; Lalou R?n?, Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, P., 1922; de la Vaissi?res R., Antologie po?tique du XX si?cle, 2 vv., P., 1925; Clouard E., La po?sie fran?aise moderne, P., 1926; Arcos R?n?, G. Duhamel et l’«A.» (в сборнике «Duhamel», серия «Les contemporains»), P., 1928. И. А.