Значение слова ДОРОГОЙЧЕНКО в Литературной энциклопедии

ДОРОГОЙЧЕНКО

Алексей Яковлевич [1894—] — современный прозаик. Член ВКП(б) с 1919. Родился в бедной крестьянской семье Самарской губ. Слушатель учительской семинарии, студент Петербургского

388 и Московского университетов, народный учитель. После Октября — член и председатель Самарского губисполкома, редактор красноармейских журналов и газет, литературно-художественного журнала «Земля советская». Д. дебютировал в лит-ре стихами. Но, оперировавшие своеобразной социальной тематикой (ненависть к старой деревне, жажда социалистического переустройства ее), эти стихи не имели оригинальной и яркой формы, они технически элементарны. Художественное значение Д. определили не стихи, а проза. Роман «Большая Каменка» (революция в деревне, ее коллективизация и индустриализация) — первое крупное произведение о советской деревне, первый социальный крестьянский роман. «Большая Каменка», появившаяся в первом издании в 1927 одновременно с романом С. Клычкова «Чертухинский балакирь» как по своей психоидеологии, так и по стилю противоположна последнему, намечая четкую и резкую грань между лит-рой буржуазной деревни, выражением которой является «Чертухинский балакирь», и современной крестьянской, представляемой «Большой Каменкой». Если «Чертухинский балакирь» — апология феодально-патриархальных основ старой Руси, протест против индустриализации деревни, то «Большая Каменка» является радостным приятием и утверждением индустриально-коллективистических и реконструктивных начинаний. Второе крупное произведение Д. — роман «Живая жизнь», развертывающийся в форме записок героини романа — студентки, коммунистки Нины, приезжающей на практику в деревню. Творчество Д. определяется динамикой социального бытия деревенской бедноты второго и третьего десятилетия XX века. Стержневой образ творчества Дорогойченко — образ социального преобразователя, осознающего себя строителем и руководителем жизни, обладающего бодрым, эмоционально-повышенным, радостно-трудовым восприятием действительности (Митрич, Санек — «Большая Каменка», Нина — «Живая жизнь»). Для поэтической речи Д. характерны приподнятая сказочность, песенность, восклицательная интонировка и общий динамический и лирический тонус. Персонажам Д. присущи приподнято лирические высказывания, отступление в область воспоминаний, любование природой. Лексика произведений Д. носит явные следы крестьянского происхождения (гребтить, несусветный, костерят, спростали). Библиография : I. Иная деревня, Стихи, Губиздат, Самара, 1923; Бурьян, Повести и рассказы, «Молодая гвардия», 1928; Большая Каменка, Роман, изд. 3-е, «Молодая гвардия», 1929; Живая жизнь, Роман, «ЗИФ», 1930. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Ревякин А., Антология послеоктябрьской крестьянской литературы (печатается). А. Ревякин

Литературная энциклопедия.