(Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, - 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов 'Бури и натиска' . На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия 'Разбойники' (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтическую 'Антологию на 1782 год', большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения 'Заговор Фиеско в Генуе' (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление 'Разбойников' подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму 'Луиза Миллер' (впоследствии названа 'Коварство и любовь'), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.
Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение 'Бури и натиска' на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение 'Коварства и любви' (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта 'мещанская трагедия' (так Ш. в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. В 1783-87 Ш. работал над драмой 'Дон Карлос' (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя - 'гражданина вселенной' - маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш. теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.
С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже 'Доном Карлосом'. Пересматривая прежний опыт и художественные принципы 'Бури и натиска', Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием 'История замечательных восстаний и заговоров', написал 'Историю отпадения Нидерландов от испанского правления' (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте с которым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему 'Что такое всемирная история и для какой цели её изучают'. В 1793 опубликовал 'Историю Тридцатилетней войны' и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах 'О трагическом искусстве' (1792), 'О грации и достоинстве' (1793), 'Письма об эстетическом воспитании человека' (1795), 'О наивной и сентиментальной поэзии' (1795-96) и др.
Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание 'почётного гражданина Французской республики'), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что 'путь к свободе ведёт только через красоту' и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. 'веймарский классицизм'). Это отразилось и в лирике конца 80-90-х гг. ('К радости', 'Боги Греции', 'Художники' и др.).
Сближение с Гёте составило, по признанию Ш., 'целую эпоху в его развитии'. В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм 'Ксении' ('подарки гостям' - греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Ш. В 1795-98 он редактирует журнал 'Ди Орен' ('Die Horen'), в состязании с Гёте пишет баллады 'Водолаз' (в пер. В. А. Жуковского 'Кубок'), 'Перчатка', 'Поликратов перстень', 'Ивиковы журавли' и др. В 'Песне о колоколе' (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, 'наивной', объективной поэзии, и современной - 'сентиментальной', субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.
Гл. коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. 'Идеал и жизнь', 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии 'Валленштейн' (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: 'Лагерь Валленштейна' (пост. 1798), 'Пикколомини' (пост. 1799), 'Смерть Валленштейна' (пост. 1799) - из эпохи Тридцатилетней войны 1618-48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В 'Марии Стюарт' (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы - взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства - приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В 'романтической трагедии' 'Орлеанская дева' (1801) Ш. прославил французскую народную героиню Жанну д-Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма 'Мессинская невеста' (1803) - оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. 'Вильгельм Телль' (1804) - драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией 'Димитрий' из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.
Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. создал особый тип драмы - драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии 'Молодой Германии' (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. - в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш. в России особенно возросла в период Революции 1905-07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.
Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd 1-7, Stuttg., 1892-96; Samtliche Werke. Sakularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1-16, Stuttg., 1904-05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1-42-, Weimar, 1943 (изд. продолжается); в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-7, М., 1955-57.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, М., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, М., 1960; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, М.- Л., 1962; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962; Данилевский Р. Ю., Шиллер в русской лирике 1820- 1830-x годов, 'Русская литература', 1976, |4; Вильмонт Н., Достоевский и Шиллер, в его кн.: Великие спутники, М., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы, М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955-61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962; Storz G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; Staiger E., Fr. Schiller, Z., 1967; Harder Н. B., Schiller in Rußland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789-1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragodie und Offentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Osthetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Munch., 1973; Vulpius W., Schiller-Bibliographie, 1893-1963, Bd 1-2, Weimar, 1959.
З. Е. Либинзон.