Значение слова ГРИНЧЕНКО в Литературной энциклопедии

ГРИНЧЕНКО

Борис Дмитриевич [1863—1910] (псевдонимы: Васыль Чапченко, Ив. Перекати-поле и др.) — украинский писатель и общественный деятель, идеолог особого вида национально-культурнического народнического движения — «просвітянства» (от слова «просвіта» — просвещение, образование). Лозунгом этого движения, возникшего в среде нарождающейся сельской буржуазии, было: «не в волнах кровавых, как говорят революционеры, надобно омыть наш край, чтобы он воскрес для новой жизни, а в ясных поющих волнах широкого украинского просвещения» (из рассказа Гринченко «Спроба» — «Попытка»). Культурнические задачи вместо активной революционной борьбы, просветительные товарищества вместо общественно-политических кружков, ориентация на украинское село, а не на руссифицированный город, национализм против «космополитизма», т. е. зарождения революционных идей в среде

21 украинской интеллигенции, — вот основные мысли, изложенные Г. в его публицистике («Листи з наддніпрянської України») и являющиеся полемическим ответом на выступления М. Драгоманова (см.). Те же мысли Г. последовательно проводит в своих многочисленных рассказах и повестях: «Сонячний промінь», «На розпутті», «Серед темної ночі», «Брат на брата», «Під тихими вербами» и т. д. Лишь последняя повесть представляет некоторый интерес и для современного читателя, показывая зачатки расслоения крестьянства и социальной борьбы в украинском селе. Вся многосторонняя лит-ая деятельность Г., — его стихи, беллетристические и драматические произведения, — служила средством пропаганды «просвітянства» и в годы реакции конца XIX в., при отсутствии украинской прессы, жестоко гонимой царским правительством, являлась почти единственным способом выявления общественно-политической мысли. Отсюда ее значение и влияние, несмотря на риторичность изложения, ходульность и идеализацию героев, сравнительную бедность художественных приемов. Вплоть до Октябрьской революции произведения Гринченко пользовались громадной популярностью, так как в лозунгах «просвітянства» оформлялась кулацкая идеология и украинский мелкобуржуазный национализм. Как и его великий современник, Иван Франко — основоположник украинской пролетарской литературы, неизмеримо выше его стоявший по силе таланта и в идеологическом отношении, — Гринченко обладал неутомимой энергией и колоссальной продуктивностью. Его перу принадлежит множество популярных брошюр «для народа», масса разнообразных переводов (среди них — «Вильгельм Телль» и «Мария Стюарт» Шиллера, несколько стихотворений Гёте, Гейне и др. поэтов); Г. был также редактором капитальнейшего «Российско-украинского словаря» Уманца, вышедшего в 1907 в 4 томах и

22 служащего до настоящего времени одним из основных трудов в этой области. Библиография : II. О Гринченко см. в новейшем полном собр. сочин., изд. «Рух», Харьков, 1928—1929. С. Пилипенко

Литературная энциклопедия.