Франц [Franz Grillparzer, 1791—1872] — немецко-австрийский писатель. Сын адвоката. С 1813—1832 служил чиновником, с 1832—1856 — директором архива министерства финансов. Первые драмы Г. сделали его популярным, последующие его произведения разочаровали публику, но после революции 1848—1849 гг. он стал пользоваться огромным успехом и был провозглашен национальным поэтом. Эта странная лит-ая судьба объясняется характером его творчества и его эпохи. Творчество Г. компромиссно по своей природе. В нем уживаются элементы немецкого классицизма и романтизма. Благодаря огромному дарованию Г. временами достигает синтеза этих стилей. В эпоху, когда Австрия превращалась из страны феодально-помещичьей в страну капиталистическую, в эпоху
12 ожесточенной борьбы между меттерниховской реакцией и буржуазной оппозицией Г., не примыкавший ни к той, ни к другой, отвергался обеими борющимися сторонами. Когда же после революции 1848 капитализм из страха перед рабочим классом пошел на открытый компромисс с феодализмом, драмы Г. всем выраженным в них умонастроением (идеи просвещенной монархии, философский идеализм Канта), двойственностью своего художественного стиля как нельзя лучше соответствовали процессу частичной психоидеологической феодализации буржуазии, явившемуся следствием ее примирения со старым врагом. Первая драма Г. — «Blanca von Castilien» (Бланка Кастильская, 1807—1809), написанная в классическом стиле Шиллера, осталась неопубликованной. Вторая — «Ahnfrau» (Праматерь, 1816) — является типичной трагедией рока (Schicksalstrag?die) романтизма. Следующие произведения — «Sappho» (Сафо, 1817) и трилогия «Das goldene Vlies» (Золотое руно, 1822) — также написаны еще в классическом стиле, но это одновременно и преодоление классицизма: спокойное созерцание Гёте и Шиллера переходит в психологический конфликт, являющийся следствием столкновения варварства и античной цивилизации. В «Золотом руне» главная героиня, Медея, вырывается из своего дикого, но целостного бытия, цивилизация приносит ей ревность, отчаяние и чувство ответственности. Хотя в тяжелой душевной борьбе ей и удается вернуть свою прежнюю силу, но лишь для того, чтобы погубить себя и своих близких. Если классицизм был частично преодолен в «Золотом руне», то в следующей крупной драме — «K?nig Ottokar» (Король Оттокар, 1825) — Г., правда, разрабатывает романтическую тему и пользуется романтическими приемами, но уже порывает с Schicksalstrag?die романтиков: Оттокар погибает не
13 вследствие неотвратимой судьбы и даже не вследствие собственной вины; вся драма основана на личных свойствах героя, душевных страданиях и т. п. Очень характерными для Г. как выразителя психоидеологии австрийской буржуазии являются и другие его исторические драмы. Так в «Ein treuer Diener seines Herrn» (Верный слуга своего господина) правитель Банкбан должен сохранить верность королю, хотя эта верность и разрушает его семейное счастье и личную жизнь. Рудольф II в «Br?derzwist im Hause Habsburg» (Вражда братьев в доме Габсбургов, 1850) обязан как верховный глава империи вмешаться в раздоры между протестантами и католиками, хотя это и ускоряет его личную катастрофу и вынуждает его осудить собственного сына. В «J?din von Toledo» (Еврейка из Толедо) Альфонс должен отказаться от любимой женщины, ибо этой жертвы требует его сан (Альфонс — король Испании). Везде личность подавлена обязанностями, вытекающими из ее общественного положения, высокого или низкого («Der Traum, ein Leben», 1834). Герои этих драм обуреваются противоречиями, их психика является ареной борьбы двух сил — стремления к независимости и своеволию, вытекающего из человеческой природы, и необходимости подчинять свое «я» нормам социального быта. Наиболее часто встречается у Г. образ человека, ощущающего эти нормы как гнет над ним стоящих сил и стремящегося через самоотречение к примирению с ними, либо же гибнущего при попытках отстоять от них независимость своего «я», противопоставить себя обществу и его законам. Это преклонение перед «устоями», перед роковой мощью общественной традиции и морали и привлекало к Г. симпатии отрекшейся после 1848 от былой революционности буржуазии. Мотив отречения во имя долга, продиктованного человеку данным социальным порядком, оттенен в его сказках. Лишь в мире сказок и саг можно, по Г., быть свободным от гнета общественных обязанностей. Свою мечту о гармонии и свободе личности Г. и воплотил в прекрасную романтическую сказку «Des Meeres und der Liebe Wellen» (Волны моря и любви, 1831); правда, герой Леандр и здесь посвящает свою жизнь другому человеку, но он эту обязанность возлагает на себя добровольно. В комедии «Weh dem der l?gt» (Горе лгущему, 1838) герой также добровольно берет на себя обет не лгать, довольствуясь внутренним сознанием своей правоты. В сказке «Libussa» (Либусса, 1844—1847) дочь эльфы, хотя и жертвует своей природой, отдаваясь человеку, но поступает так сознательно. Г. писал и стихи, эпиграммы, новеллы: «Der arme Spielmann» (Бедный музыкант), «Das Kloster bei Sendomir» (Сендомирский монастырь) и др.; изучал старую испанскую драму (Кальдерон, Лопе де Вега) и подражал ей (что также роднит его с деятелями романтической школы). Сам поэт усматривал свое значение в верности заветам немецкого классицизма, но
14 оно не в этом. Оно и не в романтизме, который Г. пытался примирить с классицизмом. Свое новое слово Г. сказал тогда, когда использовал классическую и романтическую тематику для более ясной и резкой постановки психологических проблем. Он вводит в немецкую драму интимные переживания, часто проявляющиеся в бессознательных выражениях и жестах его персонажей. Подсознательная жизнь, иррациональные моменты, а не сознательные решения, определяют действия его героев. Конфликты и развязка драм подготовляются деталями психологической характеристики. Элементам немецкой буржуазно-психологической драмы в творчестве Г. и принадлежало будущее. Он проложил дорогу ее крупнейшим творцам — Геббелю, Р. Вагнеру и О. Людвигу. Библиография : I. Полное собр. сочин. под ред. H. Laube, 1873, 10 тт.; с 1910 выходит академическое собр. сочин. под ред. А. Зауэра, изд. «Grillparzer-Gesellschaft» [основ. в 1890] и изд. «Jahrbuch» [с 1891]. Русск. перев. из Грильпарцера: Сафо, Трагедия, перев. Н. Арбенина, М., 1895; Праматерь перев. А. Блока, СПБ., 1909; Пьесы, т. I, перев. А. Блока, Е. Р. Малкиной, С. Тужимы, ред. Н. Гумилева и М. Лозинского, вступит. ст., предисл. и примеч. Ф. Ф. Зелинского М. — П., 1923 («Всемирная лит-ра»). II. Sch?nbach A., Grillparzer, 1870; Laube H., Grillparzers Lebensgeschichte, 1884; Volkelt J., Grillparzer als Dichter des Tragischen, 1888; Trabert A., F. Grillparzer, 1890; Koch M., Grillparzer. Eine Charakteristik, 1891; Sauer A., F. Grillparzer, 1892; Reich E., Grillparzers Dramen, 1894; Farinelli A., Grillparzer und Lope de Vega, 1894; Ehrhard A., Grillparzer. Le Th??tre en Autriche, 1900 (немецк. изд., 1902); Wartenegg W., v., Erinnerungen an F. Grillparzer, 1901; Lessing O. E., Schillers Einfluss auf Grillparzer, 1902; Его же, Grillparzer und das neue Drama, 1904; Sittenberger H., Grillparzer, sein Leben und Werke, 1903; Strich F., Grillparzers Aesthetik, 1905; Smekal, Grillparzer und Raimund, 1910; B?cher W., Grillparzers Verh?ltnis zur Politik seiner Zeit, 1913; Tibal A., Etudes sur Grillparzer, 1914; Ebner-Eschenbach M., von, Meine Erinnerungen an Grillparzer, 1916; Kleinberg A., F. Grillparzer, der Mann und das Werk, 1917; Fries A., Intime Beobachtungen zu Grillparzers Stil und Versbau mit Exkursen zu Klopstocks, Goethes und Shakespeares Stil, 1922; Katann O. U. A., Grillparzer Studien, 1924. Ф. Шиллер