Значение слова ГРАДАЦИЯ в Литературной энциклопедии

ГРАДАЦИЯ

расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. « Климакс » ) или понижающейся (см. « Антиклимакс » ) смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока: «Но чернеют пламенные дали —

Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс), у Белого: «Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс). Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (см.) . Так у Бальмонта: «Люблю тебя капризною мечтой,

Люблю тебя всей силою души,

Люблю тебя всей кровью молодой,

Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»

690 Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева: «...Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное зло —

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима». И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского: «Были и лето, и осень дождливы,

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал,

Сделался голод, народ умирал». Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г. Библиография: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы, изд. 4-е, Гиз, Л., 1928.

Литературная энциклопедия.