Арно [Arno Holz, 1863—] — немецкий писатель, теоретик натурализма. Г. принадлежит к той группе германской мелкобуржуазной интеллигенции, которая в 80-х гг., в связи в резким промышленным подъемом, устремилась в большие города, возымела большие надежды, но не способна была их осуществить. Первая книга Г. — «Книга времени» (Buch der Zeit, 1885) — написана еще в старой стихотворной форме, под сильным влиянием Гейне. Эта книга носит отпечаток двойственности той социальной группы, к к-рой принадлежит Г. Наряду с восторженным отношением к большому городу она отражает стремление возвратиться назад в провинциальный городок с его неторопливой тихой жизнью, сливающейся с природой. Ревизуя положения старого искусства в своей теоретической
598 работе — «Искусство, его сущность и законы» (Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, 1891), — Г. говорит, что и искусство должно стремиться стать природой. В книге «Революция лирики» (Revolution der Lyrik, 1899) он проповедует новую форму лирики, отрицая ее старые основные приемы — рифму, строфу и традиционный ритм. Новая лирика должна строиться на ритме, который, основываясь на субъективном восприятии отдельного индивида, определяется лишь тем, что он выражает. Свою теорию искусства Гольц применял в лирике, драме и повести. В сборнике стихов «Phantasus» (выходил тетрадями от 1898—1916) он отталкивается от традиционных схем стихотворной техники и дает стихотворения, которые выявляют индивидуальный ритм. Вместе с Иоганнесом Шлафом им написаны программные повести немецкого натурализма — «Папа Гамлет» (Papa Hamlet, 1889), «Бумажные страсти» (Papierene Passionen), «Маленькая Эмми» (Die kleine Emmi) и др. — и драма «Семья Зелике» (Familie Selicke). Во всех этих произведениях, объединенных в сборнике «Новые колеи» (Neue Gleisen, 1891), последовательно проводится тенденция, что художественное произведение должно «стать действительностью». Окружающая среда и независящие от воли мелкого обывателя большого города обстоятельства определяют жизнь и судьбу людей, часто колеблющихся между радикальными действиями и полным бездействием. Детально передаются мельчайшие впечатления от окружающей жизни, описываются движения и воспроизводится яз. действующих лиц. На большее и не был способен интеллигент этой группы — он только регистрирует впечатления. Поэтому творчество Г. переходит часто в беспринципный импрессионизм. Неуравновешенность и двойственность психологии мелкобуржуазного интеллигента сказались также на последующем
599 этапе творчества Г. — когда он написал в старой вычурной форме сатиру «Blechschmiede» [1901] и стихотворения в стиле барокко XVII века, составившие сборник «Dafnis». Последующие лирические произведения Г. не имеют большого значения. В 1896 Г. начал цикл пьес, который должен был характеризовать разные социальные слои современного ему Берлина. Первой пьесой этого цикла явилась комедия «Sozialaristokraten» [1896], за ней следовали: «Sonnenfinsternis» (Затмение солнца, 1898), «Ignorabimus» (He узнаем, 1913 г.). Но эти пьесы беспринципны и неопределенны по своей установке. После расцвета в 80-х и 90-х гг. творчество Г. становится все более и более беспочвенным и теряет свое значение. Написанные вместе с Гершке драмы — «Gaudeamus» (Будем радоваться, 1908) и «Frammulus» [1909] — не имеют большой ценности. — Г. является типичным выразителем идеологии мелкобуржуазной интеллигенции, которая в эпоху расцвета немецкой промышленности в конце XIX в. героически отстаивала в неблагоприятных для нее условиях право на существование, но не могла внести ничего своего ни в область хозяйственной жизни, ни в художественное творчество Германии. Постоянная неуравновешенность этой группы скоро приводит к краху ее писателей. Г. теряет почву под ногами. «В действительности случай с Гольцем, — как указывает правильно Франц Меринг, — это трагический случай: большой и богатый талант напрасно старается своими силами удержать судьбу, обрекшую его класс на неотвратимую гибель». Библиография: I. Neue Folge, Berlin, 1892; Johannes Schlaf, 2 Aufl., 1905; Die befreite deutsche Wortkunst, Wienn u. Lpz., 1921; Kindheitsparadies, Berlin, 1924; Neun Liebesgedichte, 1924. II. Троцкий Л. Д., Затмение солнца, газ. «Киевская мысль», 1908, № 295 (подпись: Антид Ото; перепеч. в его книге «Лит-ра и революция», Гиз, М., 1923; 2-е изд., М., 1924); Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1913 (в гл. V о Шлафе); Bahr Hermann, Studien zur Kritik der Moderne, Frankfurt a/M., 1894; Lublinski S., Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904; Его же, Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1909; Lessing O. E., Die neue Form. Ein Beitrag zum Verst?ndnis des deutschen Naturalismus, Dresden, 1910; Ress Rob., Arno Holz und seine k?nstlerische weltkulturelle Bedeutung, Dresden, 1913; Fischer W. Hans, Arno Holz. Eine Einf?hrung in sein Werk, Berlin, 1923; Schar, Arno Holz, seine dramatische Technik, 1926; Arno Holz und sein Werk. Deutsche Stimmen zu seinem 60 Geburtstage, Berlin, 1923; Статьи в журн.: Mehring Franz, Aesthetische Streilz?ge, «Die Neue Zeit», 1898—1899, S. 538—544; Lublinski S., Holz und Schlaf. Ein zweifelhaftes Kapitel Literaturgeschichte; Bleibtreu Karl, Revolution der Literatur. А. Запровская