Значение слова СТРАТЕГИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТРАТЕГИЯ

наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки зрения специально военной, т. е. употребления силы для одержания победы над врагом. Изучение войны как явления в жизни человеческих обществ составляет один из отделов динамической социологии; степень научности ее выводов в этой области находится в полной зависимости от развития социологии. Исследование вопроса об употреблении силы с военными целями составляет предмет теории военного искусства. Изучая военные явления прошлого и настоящего времени, С. стремится установить возможно широкие обобщения, по которым можно было бы объяснять военные явления и даже предсказывать их; последнее не всегда возможно, но тем не менее эта часть С. уже вышла из описательного периода и вступила во второй период научного развития — период классификаций, частных обобщений. Общие идеи (принципы) военного искусства признавались с древнейших времен. Первые попытки к обобщениям, к выяснению сущности военных явлений встречаются еще у Геродота, потом у Фукидида, Ксенофонта, Полибия. Это не были еще специальные трактаты о войне: последние появились значительно позже, когда в описаниях деяний великих полководцев накопилось достаточно материалов для обобщений. Замечательно, что этого рода сочинения стали появляться в Риме в период упадка военного искусства, в конце первого и в последующие века после Р. Хр. К таким сочинениям, дошедшим до нас, относятся произведения Фронтина, Полиена, Вегеция, Оносандра, императоров Маврикия, Льва VI Философа и др.; из них наиболее содержательны сочинения Вегеция (конец IV в.) и особенно Оносандра (V в.), который в своей "Стратегологии, или науке побеждать" чисто догматическим путем излагает основные положения военной науки. Сочинение императора Маврикия "Strategicum" представляет шаг вперед в развитии С. Сочинение императора Льва VI Философа (IX в.) "О военных учреждениях" — не что иное, как компиляция трудов Вегеция, Оносандра и Маврикия, причем второстепенным предметам, как стратагемы и военные хитрости, придается преувеличенное значение. Это сочинение было переведено на русский язык по приказанию Петра Великого. Новые народы, унаследовавшие остатки Римской империи и заставшие римское военное искусство в период упадка, долго применяли примитивные военные приемы. Крестовые походы, познакомившие их с более высоким военным искусством Востока, вызвали первый теоретический трактат по военному искусству — сочинение Марино Сануто (между 1306 — 1321) "Секретная книга о новом завоевании и сохранении Святой Земли", в котором он доказывает, что завоевание Палестины дело не трудное, если взяться за него со знанием дела вообще и военного искусства в особенности и с соответствующей организацией вооруженных сил, причем дает много дельных советов и указаний. Ознакомившись в эпоху Возрождения с идеями классического мира, западноевропейское общество натолкнулось и на трактаты по военному искусству, вызвавшие появление нескольких сочинений, из которых наиболее серьезным по содержанию считается "Arte della guerra" Макиавелли. В XVII столетии пользовалось известностыо сочинение Монтекукули "Диспозиция" с весьма здравыми понятиями о С. и об отношениях ее к политике и тактике. Верные взгляды на эти вопросы встречаются также в сочинениях Пюисегюра и Морица Саксонского, но наиболее крупный шаг вперед представляет сочинение маркиза Сильва (офицера сардинского генерального штаба): "Pens?es sur la tactique et la strat?gique, ou vrais principes de la science militaire" (Турин, 1778). Сильва совершенно правильно определяет задачу С. как теории военного искусства, возлагая на нее составление планов операций и выработку общих идей (принципов) военного искусства. Он горячо отстаивает последние от нападений и тогда уже значительного числа их отрицателей. XVIII-e столетие выдвинуло целый ряд даровитых писателей по теории военного искусства. Ллойд по справедливости считается отцом теории С. Его "Военные и политические записки", составляющие вступление к предпринятому им обширному военно-историческому труду "История 7-летней войны", — первый научный трактат по С. Он определяет здесь пределы и направление, в которых должна быть разрабатываема С., устанавливает учение об операционной линии (идея операции по цели и направлению), придавая ему первенствующее значение в С., рельефно выдвигает значение принципа сосредоточения сил, говорит о влиянии на войну политики, местного элемента и моральных данных. Впрочем, сочинение Ллойда не отличается законченностью. Вслед за Ллойдом явился ряд писателей-аналитиков, разбиравших вопрос о ведении военных действий исключительно или по крайней мере предпочтительно в зависимости от одного какого-либо элемента. Сюда принадлежат Бюлов, Жомини, Ронья, эрцгерцог Карл. Бюлов строит свою систему ведения войны, предполагая, что армии исключительно довольствуются из магазинов, почему дает преувеличенное значение базе и сообщениям армий. Жомини на первый план выдвигает принцип сосредоточения сил. Ронья вносит в больших размерах инженерный элемент для обеспечения операций. Эрцгерцог Карл с исключительным вниманием изучает влияние местного элемента в С. Эти односторонние исследователи вызвали появление трактата Клаузевица "Vom Kriege", который вместе с последним трудом Жомини "Pr?cis de l`art de la guerre" достоин занять самое почетное место в литературе С. Ученик Канта, участник наполеоновских войн, известный военный историк Клаузевиц под конец жизни написал свой замечательный трактат, но не успел окончательно обработать последних глав сочинения, которое было издано уже после смерти автора (1831 г.) его вдовою. Клаузевиц восстает против создания стратегических систем (шаблонов) и правил для действий; он ставит задачей теории объяснение сущности (свойств) военных предметов (элементов) и явлений. После Клаузевица немецкая школа выдвинула целый ряд писателей по стратегии: Виллизена, Беренхорста, Деккера, Вагнера и др. Одни из них, как Виллизен и Вагнер, старались установить доктрины науки; другие, как Деккер, подобно Клаузевицу, отрицали ее. Почти все новейшие писатели по С. являются только дальнейшими истолкователями и популяризаторами своих предшественников. В германской литературе выдвинулись Блуме, Бронзарт, фон-дер-Гольц, Гогенлое-Ингельфинген, Горзетцкий, во французской — Берто, Пьеррон, Деррекае и Леваль. Блуме и Гольц являются популяризаторами идей Клаузевица; Бронзарт, Гогенлое, Горзетцкий, Пьеррон, Деррекае и Леваль заняты изучением исключительно технической стороны С.; только Берто стремится установить правильный взгляд на общие идеи (принципы) теории военного искусства. У нас в России Петр Великий приказал перевести на славяно-русский яз. сочинение по стратегии императора Льва Философа, но в последующую эпоху упадка военного искусства в этой области не было сделано ничего. Позднейшие русские писатели подражали сначала немцам, потом — Жомини, перешедшему на русскую службу; по его мысли была учреждена "Императорская военная академия", назначение которой состояло в приведении к единству начал и метода преподавания С. (и тактики) в военно-учебных заведениях. Профессора этой академии и должны были явиться первыми пионерами на поприще разработки военной науки. Первые из них, как Медем, Богданович и др., ограничивались изучением истории С., и только за последнее время благодаря трудам Леера наука сделала быстрые шаги вперед; труды Леера по С. пользуются всемирной известностью. Он установил правильный взгляд на задачи теории ("Метод военных наук", 1894 г.) и значение общих идей (принципов) для военного дела. Хотя и у нас идет борьба между двумя школами — сторонников принципов военной науки и отрицателей их (Петров, Маслов и др.), но этот спор служит на пользу науки, заставляя защитников принципов определеннее формулировать свое учение и воздерживаться от преувеличений. Во всяком практическом деле есть общие идеи (принципы), ложащиеся в его основу; то же должно быть и в военном искусстве. Эти общие идеи не дают прямого решения вопроса, но они настолько существенны, что пренебрежение ими умаляет успех, а иногда ведет к катастрофам. Изучая историческим путем военное искусство в лице высших его представителей — великих полководцев, можно прийти к следующим важнейшим положениям, крайне важным для успеха военных операций: 1) нужно иметь хорошую армию, как орудие для достижения цели войны; 2) удачной политикой создать благоприятную для нее обстановку; 3) сосредоточить на важнейшем театре войны возможно превосходные силы, не останавливаясь перед риском неудачи на второстепенных театрах и пунктах; 4) лучше наступать, чем обороняться; 5) держать войска нужно по возможности сосредоточенно, а не разбрасывать; 6) в бою искать решения операции, сосредоточивая для этого все, что только возможно, к полю сражения, а на самом поле битвы — на важнейшем его участке, в решительный момент боя; 7) с настойчивостью развивать одержанный успех до полного истощения нравственных и материальных сил противника; 8) употреблять всевозможные средства для подъема духа и бодрости войск и, наконец, 9) вести войну с возможно большим напряжением сил и деятельности. Техническая сторона стратегических операций находится в большой зависимости от организации снабжения армии и, следовательно, от устройства ее тыла и системы подвозов. Вкратце можно так обрисовать подготовку к войне и ведение ее. Изучив политическую обстановку государства и преследуемые им цели, можно определить, при каких условиях может произойти война. Определив противников, можно поставить цель войны и направление операций (выбор операционной линии), чему и должна отвечать подготовка к войне: 1) создание армии и ее численность, 2) подготовка средств для ведения войны (военных и финансовых), 3) подготовка театра военных действий и страны в инженерном отношении (развитие в данных направлениях жел.-дорожной сети, постройка крепостей, подготовка важнейших позиций), 4) устройство складов в пограничной полосе (база) на время сосредоточения армии перед началом военных действий, 5) подготовка мобилизации и перевозки войск в зону сосредоточения в пограничной полосе (стратегическое развертывание армии). Все эти работы, производимые в мирное время, задолго до начала войны, составляют план войны и подготовку к его исполнению. В основу всех работ должно быть положено тщательное изучение противника во всех отношениях. Стратегическим развертыванием армии оканчиваются подготовительные действия к войне; оно дает исходное положение для ведения ее. Ошибки в стратегическом развертывании часто весьма пагубно отражаются на всем ведении дальнейших операций. По окончании стратегического развертывания армия начинает операции (наступательные или оборонительные) в зависимости от обстановки. План операций вырабатывается уже на месте главнокомандующим, по ближайшем изучении условий, в которых приходится действовать. Если возможно наступать, то армия двигается вперед по многим дорогам, широким фронтом для облегчения продовольствия и расположения войск на ночлегах; по мере сближения с противником фронт наступления сокращается, чтобы иметь возможность к полю сражения сосредоточить возможно большее количество войск. Кавалерия впереди разведывает о противнике и местности. Бой — решительный акт войны. С. различает решительные сражения, исход которых намечает исход войны, и вспомогательные, даваемые для развлечения внимания противника (демонстрации) или для удержания за собою какого-нибудь пункта, обеспечивающего операцию или затрудняющего действия противника. Решительный бой получает полное развитие до совершенного разгрома противника, а второстепенный (вспомогательный) развивается только до достижения поставленной цели; если противник уступит, бой может и совсем не иметь места. В сражении пункт главной атаки и направление удара, а за ним, в случае успеха, и преследования указываются С. По мере вторжения в страну противника для обеспечения и устройства сообщений в тылу армии приходится захватывать железные дороги, овладевать крепостями, занимать важнейшие центры гарнизонами, устраивать обеспеченные ночлеги (этапные пункты) и т. п. Все это требует большого расхода войск и средств, траты времени. Искусство стратега выражается здесь в умении отличить важное от второстепенного и в том, чтобы между всеми второстепенными операциями и главною была тесная внутренняя связь (единство операции). На второстепенные операции часто тратится так много войск, что наступающий делается не в состоянии продолжать наступление и должен перейти к обороне (Наполеон в 1812 г., немцы под Парижем в 1870 — 71 г.). Оборонительная война основывается на утомлении противника, выигрыше времени, пока сравняются силы, а затем можно перейти и в наступление. Этой С. держались Мемнон против Александра Македонского, Фабий Кунктатор против Ганнибала, русские в 1812 г., по завету Петра Великого, который имел в виду держаться того же способа действий, если бы Карл XII вторгнулся в пределы России. Обороняющийся, отступая внутрь страны, с каждым шагом усиливается, не нуждаясь в охране тыла, и сам может открыть действия на сообщения противника, заставляя его тратить войска на их оборону и тем ослаблять свою способность к положительной деятельности на стратегическом фронте армии. Оборонительная способность государства увеличивается с глубиною театра военных действий и с удалением от границы важнейших центров народной деятельности и богатства (Россия), обороноспособность государства увеличивается также с развитием сообщений при условии их прикрытия крепостями от покушений противника. Дессантные операции при громадном развитии вооруженных сил первоклассных государств могут быть важными в колониях и в действиях против слабого противника, но в большой войне имеют только второстепенное значение.Литература. Clausewitz, "Vom Kriege"; Fr?d?ric II, "Oeuvres compl?tes"; Napol?on, "Maximes de guerre": "Correspondance de Napol?on I"; Jomini, "Pr?cis de l'art de la guerre"; Willisen, "Theorie d. grossen Krieges" (Б., 1840); R?stow, "Feldherrnkunst des XIX Jahrhundertes" (1857); его же, "Prinzipien der Kriegskunst" (1874); Pierron, "Les m?thodes de guerre actuelles vers la fin du XIX si?cle"; его же, "Strat?gie et grande tactique d'apr?s l'exp?rience des derni?res guerres" (1887); Kraft de Hohenlohe-Ingelfingen, "Lettres sur la strat?gie"; Blume, "Strategie" (1884); Horsetzky, "Vortr?ge ?ber Strategie" (1892); Goltz-Colmar, "Kriegsf?hrung" (1895); Berthaut, "Principes de strat?gie" (1881); Богданович, "Записки С." (1847); Леер, "С." (изд. 5, 1893) его же, "Метод военных наук" (1894); Мартынов, "С. в эпоху Наполеона I и в наше время" (1894); Сухотин, "Стратегическое искусство великих полководцев древности" (1893); Михневич, "Стратегия" (1899).Н. П. Михневич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.