Значение слова ГОЛЬДФАДЕН в Литературной энциклопедии

ГОЛЬДФАДЕН

Абрам [1840—1908] — еврейский поэт и драматург, основатель современного еврейского театра. Сын часовщика, Г. получил образование в житомирском раввинском училище, бывшем в то время одним из рассадников нового еврейского «просвещения» («гаскалы»). Дебютировал сборником стихотворений на древнееврейском языке. Вскоре однако Г. переходит к живому яз. еврейских народных масс, к «jiddisch». Он выпускает сборники стихотворений «Dos Judele» [1866] и «Di Judene» [1869], в которых находит отражение народный быт с его нуждой и заботами. Стихотворения эти приобретают большую популярность, они распеваются как народные песни. В 1869 же году Г. публикует первое свое драматическое произведение — «Di Mume Sossje». В 70-х гг. он покидает Россию и скитается по городам Галиции и Румынии. В 1876 Г. кладет начало современному еврейскому театру, организовав в Яссах первую еврейскую постоянную труппу. Театр Г. имел огромный успех. Вскоре он перекочевал в Россию; сперва обосновался в Одессе, а потом посетил ряд городов, в том числе обе столицы. Последовавшее в 1883 со стороны царского правительства запрещение еврейского театра нанесло огромный удар работе Г. Он был вынужден уехать за границу. Его новые театральные предприятия не имели успеха, и последние годы Г. прожил в нужде и одиночестве. Умер в Нью-Иорке. Своей известностью Г. гл. обр. обязан театральной деятельности. Ему самому приходилось не только сочинять пьесы (к-рых насчитывается несколько десятков, многие из них остались в рукописи), но и подбирать к ним музыку, и писать декорации, и режиссировать. В творчестве Г. нашли свое развитие те начатки народного театра, к-рые таились в праздничных представлениях так наз. «пуримшпиля» (см.) . В сочетании с заимствованными формами традиционного европейского фарса и мелодрамы они и определили сущность Гольдфаденовской драматургии. По своему идейному составу (черты «мещанской морали» и порой явственные националистические тенденции, особенно в более поздних произведениях) драматическое творчество Г. является мелкобуржуазным. Но в своем осуществлении на театре Г. оно соприкасалось со стихией народного «пуримшпиля», в театральной непосредственности и социальной направленности которого растворялись нарочитые тенденции текста. Главнейшие произведения Г.: «Колдунья», «Куни-Лемель» и так называемые «исторические» оперетты — «Суламифь», «Бар-Кохба». Из

596 отдельных персонажей наибольшей цельностью отличается коробейник Гоцмах («Колдунья»), воплощающий черты «народного шута»: веселое балагурство, подвижность и добродушие. Наша революция усилила интерес к творчеству Г., и в поисках театрального материала к нему обратился Московский государственный еврейский театр, давший на канве произведения Г. замечательную постановку «Колдуньи». Библиография: II. Oislender N. u. Finkel U., A. Goldfaden, Минск, 1926; Goldfaden-Buch, Нью-Иорк, 1926 (здесь между прочим дана подробная библиография как произведений Г., так и лит-ры о нем); Dobruschin I., Goldfaden der Dramaturg, Teater-Buch, Киев, 1927; Ц[инберг] С., «Еврейская энциклопедия», т. VI. А. Гурштейн

Литературная энциклопедия.