Эмиль (произносится Эннекен) [Emile Hennequin, 1858—1888] — французский критик. Известность Г. доставила его книга «La critique scientifique» (русск. перев. — «Опыт построения научной критики», СПБ., 1892), в которой он устанавливает основные принципы «эстопсихологического» метода исследования литературных явлений. Г. исходит из того положения, что лит-ые произведения следует рассматривать с трех точек зрения: эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснить особенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет, композиция и т. д.), к-рыми они вызываются; затем обрисовать свойства психики писателя, находящие свое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец
461 установить связь, существующую между художником и обществом. Г. утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном (см.) , он указывает на то, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (напр. Л. Толстой и Достоевский), даже одна и та же среда (Еврипид и Аристофан и др.); писатель часто ничего общего со своей эпохой и средой не имеет. Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С его появлением начинается «игра притяжений и отталкиваний». Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у художника почитателей, поклонников. С точки зрения Г., те произведения оказывают воздействие, к-рые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. По памятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная среда обусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных по складу психики. В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Г. Говоря о взаимоотношениях писателя и его почитателей, Г. однако принужден признать, что то или другое отношение читателя к произведению обусловлено опытом, т. е. теми условиями, в которых читатель живет. Что с точки зрения дворянина — реально, правдиво, то с точки зрения рабочего представляется фальшивым, ложным, и следовательно нехудожественным, — признанием этого Г. по существу сам в значительной мере разрушает свои построения. Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама «родственность душ» есть результат этих условий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиями общественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя. Г. в своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл ее наиболее уязвимые пункты (недифференцированность понятия «общественная среда») и поставил вопросы, к-рые смогло разрешить лишь марксистское литературоведение. Первая задача эстопсихологического изучения — это анализ составных частей произведения: того, что оно выражает, и способа выражения. Вторая — это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект, выражением к-рого эти данные являются. Наконец — исследователь рассматривает всякое произведение как выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировок в них ценно главное: Г. идет к общественной психологии. В основе его психологического изучения лежит анализ поэтического произведения, того, что оно
462 выражает, и способа выражения. Это сближает методологию Г. с современным научным литературоведением. Теория Г. вызвала в свое время интерес среди русских литературоведов. Убедительной критике подверг ее К. К. Арсеньев. Библиография: I. Произв. Геннекена, кроме указанных в тексте: «Ecrivains francis?s» (характеристики Диккенса, Эд. По, Гейне, Достоевского, Толстого), P., 1889 и «Quelques ?crivains fran?ais», P., 1880, вышедшие уже после его смерти. II. Арсеньев К. К., Новый опыт построения научной критики, «Вестник Европы», 1888, XI; Его же, Научная критика и ее применение, «Вестник Европы», 1889, V; Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, 1914 (гл. об эстопсихологическом методе); Архангельский А. С., Введение в историю русской литературы, т. I, П., 1916, стр. 96—104. М. Храпченко