Джоель Чандлер [Joel Chandler Harris, 1848—1908] — американский писатель, публицист и поэт. Р. в штате Джорджия, где основной рабочей силой были негры. Г. с глубоким интересом наблюдал их быт и изучал их сказки и песни. В 1883 появилась первая книга Гарриса: «Дядя Римес: его песни и рассказы; фольклор старой плантации», которая содержит 34 негритянских легенды и сказки, несколько поговорок, девять негритянских песен, рассказ о гражданской войне и 21 мнение и высказывание дяди Римеса, прототипом к-рого был старый негр Джордж Тиррель (с ним Г. близко познакомился на одной плантации). За этой первой книгой последовал ряд других: «Ночи с дядей Римесом: мифы и легенды старой плантации» — 39 новых легенд [1883], «Дядя Римес и его друзья» [1892], «Мистер Рэббит дома» [1895], «Рассказ о бэби и другие стихи дядя Римеса» (The Tar-Baby Story and other Rhymes of Uncle Rumes, 1904), «Рассказано дядей Римесом» [1905], «Дядя Римес и Брер Рэббит» [1907] и «Дядя Римес и мальчишка» [1910]. Из всех этих книг наибольший интерес представляют две первые. «Моей задачей было передать легенды в их оригинальной простоте и в тесной связи с причудливым диалектом — именно поэтому они и являются неотъемлемой частью домашней истории каждого семейства на Юге», — пишет Г. в предисловии к первой книге. Герой Г. — старый негр Римес — пережил три значительных для бывших рабовладельческих штатов периода — рабства, гражданской войны и реконструкции. Являясь одним из привилегированных рабов, а затем слуг, Римес в социальном смысле характерен для наиболее консервативных негритянских слоев. Изображению этих консервативных негритянских слоев и обязан Г. тем исключительным успехом своих произведений, к-рым они пользовались на Юге даже в ближайший после гражданской войны период (в наше время день рождения Г. празднуется во всех школах Джорджии).
395 Ценность цикла о Римесе не в философских и религиозных высказываниях последнего, а в обильном фольклорном материале. Г. положил начало изучению негритянского фольклора, после него разрабатывавшегося многими учеными, в том числе и неграми (Е. Б. Дюбуа, Р. К. Кеннеди и др.). Особой красочностью отличаются рассказы Гарриса о животных, в особенности же о зайце, в образе которого некоторые исследователи (К. А. Смит) видят воплощение самих негров. Зоомотивы книг Гарриса имеются и в фольклоре греческом, индейском, бразильском, бушменском, негров Конго, готтентотов и др. (исследования Э. Ланга, Ромеро, Д. Хоней, Тони фон Хельда, Д. Джекобса). Цикл о Римесе Г. написал на диалекте негров дальнего юга и юго-запада Америки. К остальным негритянским диалектам Америки — виргинский, «гулла» и диалект креольских негров Луизианы — Г. прибегал лишь в очень редких случаях. Библиография: II. The Cambridge History of American Literature, v. II, chapter 20 (Нью-Иорк — Лондон, 1917—1921); Harris J. C., The Life and Letters of Joel C. Harris, 1919. С. Динамов