(греч.) ? собственно разговор, беседа двух или нескольких лиц, также литературное произведение в форме разговора. Особенно охотно пользовались Д. философы древности и новейшего времени и отцы церкви. Замечательны Д. Сократа и Платона. Так называемый сократов Д. представляет собой разговор в вопросах и ответах. Философские Д. Платона ? в то же время философские драмы, предмет которых ? вопросы метафизики. Образцовыми считаются также Д. Ксенофонта и Цицерона. Из новейших писателей форму Д. употребляли в Германии: Эразм Роттердамский, Гуттен, Лессинг ("Ernst u. Falk"), M. Мендельсон ("Phadon"), Гердер, Якоби, Шеллинг ("Clara, oder der Zusammenhang der Natur mit der Geisterweit"), Фрис ("Julius u. Evagoras"), Мельхиор Мейр ("Emilie. Drei Gesprache uber Wahrheit, Gute und Schonheit", "Gesprache mit einem Grobian") и др.; в сатирическом Д. успешно подражал Лукиану Виланд. В Италии известны Д. Петрарки ("De vera sapientia "), Макиавелли, Альгаротти, Гасп. Гоцци; у французов ? Д. Мальбранша, Фенелона и Фонтенеля, подражателей Лукиана, позже Ренана ("Dialogues philosophiques"). В Англии Беркелей и Рич. Герд (Hurd) были талантливыми подражателями Платона, а Джеймс Гаррис ? Цицерона. От этого прозаического Д. отличают поэтический Д., называемый и драматическим, в котором главное внимание обращается на то, чтобы подвинуть вперед действие пьесы. В драме Д. противопоставляется монологу.
Значение слова ДИАЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ДИАЛОГ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012