Христо [1848–1876] — болгарский поэт, не оставивший большого лит-ого наследства за свою двадцатидевятилетнюю жизнь, но замечательный тем, что дал образец концентрированного воплощения революционной идеи в художественной форме. Его стихи, равно как и его жизнь, характеризуются гармоническим слиянием таланта к революционной работе с талантом художественного творчества. В силу этого небольшое число (около 20) уцелевших стихов Ботева оказало на развитие болгарской литературы огромное влияние. Стихи Б. пользовались большой популярностью среди болгарского крестьянства: они выражали его революционные настроения. Б. — сын народного учителя Ботю Петкова. Р. в местечке Калофере, успевшем откупиться от (экономического и национального) засилья и турок и греков. Б. Петков с энтузиазмом вел дело народного
572 просвещения; на сыне сказалось раннее увлечение отца русской лит-рой и освободительным движением. В 1863 Петков отправляет сына в одесскую гимназию, где он больше занимается чтением Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева, чем уроками, а в свободное время ищет подпольных революционных связей. В апреле 1866, под впечатлением выстрела Каракозова, Б. бросает школу ради революции и уезжает из Одессы. После года скитаний, прибыв в Константинополь уже в качестве пропагандиста и агитатора, Б. печатает в журнале «Гайда» первое свое стихотворение «Моей матери», где яркая эмоциональная насыщенность соединяется с четкой идеей борьбы за свободу. В том же 1867 он становится редактором подпольного листка «Болгарин». Сильное влияние на Б. оказала встреча с Н. Нечаевым в 1868. Вступив в организацию «Молодая Болгария», Б. знакомится со взглядами Бакунина и с большим увлечением занимается вопросом о «панславянской революции». Рядовая революционная работа чередуется у него с лит-ой: он пишет статьи в «Будильнике». Ко времени сближения с Нечаевым относится знаменитое стихотворение Ботева «На прощанье»; замечательное по экспрессии и форме, оно выражает идею самоотречения революционного борца. Другое стихотворение «Он жив» воспевает погибшего борца Хаджи Димитру. Выражение идей Ботева мы видим в программе болгарского революционного меньшинства, стремившегося к социалистической революции: «мы причисляем болгарских буржуа к числу наших врагов и будем преследовать их всегда и везде». Свое убеждение, что в силу национального гнета болгарский народ является революционером, а в силу национального инстинкта — социалистом, Б. проводил в журнале «Дума» и в газете «Знамя». Рационализм и материализм Б. выражены в его стихотворении «Молитва». Около 1872 русские власти хлопотали об аресте Б., но Б., просидев 3 месяца в Фокшанской тюрьме в Румынии, был освобожден под денежное поручительство неизвестных болгар, раньше чем Россия сумела добиться его выдачи. Замечательна статья Б. этого времени о Парижской коммуне — «Смешной плач», где говорится о неизбежности коммунистической революции в Европе. В 1875 Б. нелегально выезжал в Россию для сбора денег на организацию революционных отрядов. По возвращении он стал во главе одного из этих революционных отрядов и в стычке с турецкой пехотой и черкесами был убит [1876] на горах у Коростенского моста. Сочинения его собраны и изданы лишь в 1907, но задолго до этого издания его песни о героях «хайдути», о свободе, о лесах и реках Болгарии ходили по рукам в тысяче списков и распевались четниками.
573 Библиография: I. Переводы стихотворений Б.: Кузминский К., Болгарский сборник, М., 1918. II. Волков Е., Х. Б. (На заре балканского революционного коммунизма), Истпарт, М. — П., 1923; Страшимиров, Х. Б. како поэтъ и журналистъ, 1897; Иконимов Д., Материалы о чете Х. Б., Никополь, 1901; Миролюбов, Художественните мотивы у Б., Сб. «Мисъль», I, София, 1920; Пенев Б., Х. Б., «Златорог», I, кн. 5, София. 1920. А. В.