Иоганнес Р. [Johannes Becher, R., 1891–] — немецкий писатель, коммунист. Первая книга стихов «Verfall und Triumph» (Распад и торжество) вышла в 1914. Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его предпоследнего сборника «Hungrige Stadt» (Голодный город, 1927) — огромно и показывает, с какими затруднениями сопряжен был творческий рост крупнейшего революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы. В стихах, относящихся к 1912–1916 [кроме названной уже книги «Verfall und Triumph» они вошли также в сборники «P?an gegen die Zeit» (Песнь против современности) и «An Europa» (К Европе)], мы встречаем тонкого изощренного лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды, а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта, воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы. Бехер — большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его урбанистические стихи. Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике «Um Gott» (Во имя бога, 1921 — вторая часть книги — известная агитпьеса «Arbeiter, Bauern, Soldaten»), отразившем этот
474 период, собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как трагически-слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных противоречий действительности. Характерно, что этот богоискательский мистицизм удерживается продолжительное время уже после того, как Б. примкнул к революционному движению пролетариата — новую революционную тематику Б. обрабатывает явно несоответствующим образом (как пример можно указать гимны на смерть Розы Люксембург или Е. Левине, проникнутые экстатической религиозностью). Придя к революции, поэт принес с собой тяжелый груз старых навыков, от к-рых ему надлежало освободиться. Б. пришел к революционному пролетариату стихийно: когда революционная волна была на подъеме, среди буржуазной интеллигенции была сильна тяга к пролетариату-победителю. Поражение немецкой революции создало целую плеяду интеллигентских ренегатств, недавние попутчики спешили отказаться от своего революционного увлечения и переброситься во враждебный лагерь. Б. остался до конца верен пролетариату, и можно сказать, что кризис революции заставил его с большей серьезностью отнестись к новым перспективам своего творчества. Он начинает упорную глубокую работу над собой, очищая свое творчество от шелухи старого миросозерцания. Подлинный революционный поэт в сущности только теперь начинает формироваться. Работу по перевооружению Б. проделывает с необычайной решительностью. Он стремится к возможной простоте поэтического языка, к идеологической отчетливости и агитационной убедительности своих произведений. Б. вырастает в яркого и мощного революционного художника. Поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924) была первым крупным достижением Б. на новом пути. Вещь эта подлинно монументальная, ее трагическая патетика раскрыта в поразительно естественных, строгих и простых очертаниях. В 1925 Б. выступил с книгой стихотворений «Труп на троне» (Der Leichnahm auf dem Thron), которая в основном посвящена гневной, бичующей критике буржуазной Германии. Многие вещи этого сборника сделаны как политические памфлеты, агитационная направленность новых стихов Б. обнажена. Поэт разоблачает буржуазную республику, возглавляемую «трупом на троне» — Гинденбургом, соединяя свое блестящее, оплодотворенное новыми достижениями поэтическое мастерство с ролью политического агитатора. Стиль Б. становится плакатным. Книга так верно била в цель, что ее поспешили конфисковать, а автора предали суду. Стремление к новой, широко доступной, четкой, впечатляющей форме (эту задачу неминуемо ставит перед собой каждый пролетарский революционный художник) привело Б. к временному отходу от стихотворной
475 формы, к попытке утвердиться в области прозы. Две книги характеризуют этот период. Роман «Единственно справедливая война» (Der einzig gerechte Krieg, 1926) и повесть «Банкир на поле брани» (Der Bankier reitet ?ber das Schlachtfeld, 1926). Последняя представляет беспощадную сатиру на послевоенную буржуазию, пожинающую плоды военных прибылей (фабула повести: буржуазия веселится на полях недавних сражений, превращенных в место увеселительных прогулок). Роман «Единственно справедливая война», являющийся одновременно бытовой вещью, развертывающей картины современной Германии, научно аргументированным исследованием о современных возможностях газовой войны, и фантастическим произведением, рисующим ужасы газовой войны будущего, имеет в своей основе убедительно доказанное положение: только революционное восстание пролетариата может освободить мир от опасности войны. Это — обнаженно агитационная вещь, но вместе с тем — настоящее, волнующее произведение искусства. И эта книга привела Б. на скамью подсудимых. «Демократическое» правосудие с необычайной пристальностью следит за ростом революционного художника и закрепляет своим обвинительным приговором каждый заметный его успех. Предпоследняя книга Б. — сборник стихотворений «Голодный город» — является большим достижением революционного поэта. Здесь не только находят свое выражение упорные искания Б. в области яркой и популярной формы, доступной рабочей массе, но и с большой четкостью разрешена проблема тематики. Сборник посвящен в основном рабочему быту; если в раннюю пору творчества Б. воспринимал большой капиталистический город как город ночных ресторанов, проституток, бродяг, в свете упадочной романтики лишних людей, то теперь он отдает свое внимание рабочим кварталам, рассказывает о голоде и безработице, обнажает классовые противоречия современного города. Есть в сборнике несколько стихотворений, посвященных историческим эпизодам рабочего движения последних лет — стачке английских углекопов, шанхайским событиям. Всю книгу отличает сосредоточенная простая ясность языка, соответствие и единство всех элементов стиля, здоровая, полнокровная конкретность образов. «Голодный город» свидетельствует о том, каких больших и ярких достижений можно ждать от Б. Советский читатель знает Б. только по его прозаическим вещам («Единственно справедливая война», X., 1926 и др. изд. и «Банкир», Л., 1926) неоднократно переводившимся. Ни одного сборника стихов Б. в русском переводе не имеется. Отдельные произведения помещались в журналах, газетах и альманахах. Библиография: I. Русские переводы стих. Б., кроме упомянутых, см. «Западные сборники», вып. I, М., 1923. Отдельно издана поэма «У могилы Ленина», М., 1924.
476 II. Фриче В. М., Западно-европейская лит-ра в ее главнейших произведениях, М. — Л., 1925; Рейх Б., Об И. Б., «Печать и революция», № 6, 1926; Запровская А., И. Б., «На лит-ом посту», 1926, кн. 4; Цинговатов А., И. Б., «Молодая гвардия», кн. 11, 1926; Запровская А., И. Б., «Новый мир», 1927, кн. 12. И. Анисимов