Значение БЕХЕР ИОГАННЕС РОБЕРТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БЕХЕР ИОГАННЕС РОБЕРТ

(Becher) Иоганнес Роберт (22.5.1891, Мюнхен, - 11.10.1958, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Сын судебного чиновника; учился в университетах Мюнхена, Иены, Берлина. Первая публикация - гимн памяти Г. Клейста (1911). Стихи и рассказы Б. опубликованы в сборнике 'Милость одной весны' в 1913, роман 'Земля' - в 1912, публицистические книги 'De profundis Domine' - в 1913, 'Распад и торжество' - в 1914. Творчество Б. в то время было ярким проявлением экспрессионизма . В 1914-18 Б. стал активным противником войны и немецкого милитаризма. В 1917 вступил в Независимую социал-демократическую партию, в 1918 - в 'Союз Спартака'. Член Коммунистической партии Германии (КПГ) с момента её создания (1918). Горячо приветствовал Октябрьскую революцию в лирических стихах и публицистике. С начала 1920-х гг. Б. - сотрудник ЦО КПГ 'Роте Фане' ('Rote Fahne'), член ЦК КПГ, депутат рейхстага от компартии. Его поэма 'У гроба Ленина' (1924), сборник стихов 'Труп на троне' (1925) и роман-репортаж 'Люизит, или Единственно справедливая война' (1926) вызвали судебное преследование Б. по обвинению в государственной измене. Международную кампанию в его защиту вели М. Горький, А. Барбюс, Р. Роллан.

В 1927 Б. впервые приехал в СССР. В 1931 опубликовал поэму 'Великий план', посвященную социалистическому строительству. После установления в Германии фашистской диктатуры Б. эмигрировал (1933); в 1935-45 жил в СССР. Был главным редактором немецкого издания журнала 'Интернациональная литература'. В 1943 участвовал в создании антифашистского национального комитета 'Свободная Германия'. Развитие Б. в эти годы шло от экспрессионистской риторики к возрождению классической поэтики и реализму: сборники стихов 'Искатель счастья и семь грехов' (1938), 'Возрождение' (1940), 'Германия зовёт' (1942), 'Благодарность Сталинграду' (1943), автобиографический роман 'Прощание' (1940, рус. пер. 1942) и др.

После возвращения на родину в 1945 Б. - государственный деятель новой, социалистической Германии. Руководил Культурбундом, журналами 'Ауфбау' ('Aufbau') и 'Зинн унд форм' ('Sinn und Form'). В 1953 избран президентом Академии искусств ГДР. С 1956 министр культуры, член ЦК СЕПГ. В 1952 награжден Международной Ленинской премией 'За укрепление мира между народами'. В эти годы Б. создал сборники 'Возвращение на родину' (1946), 'Народ, блуждающий во тьме' (1948), 'Новые немецкие народные песни' (1950), 'Счастье далей близко' (1951), 'Немецкие сонеты' (1952), 'Любовь не знает покоя' (1957). Автор национального гимна ГДР. Статьи Б. по вопросам теории и истории искусства имели значение для развития марксистской эстетической мысли в ГДР и других странах: '...Дневник 1950' (1951), 'В защиту поэзии' (1952, рус. пер. 1959), 'Поэтическое вероисповедание' (1954), 'Сила поэзии' (1955), 'Поэтический принцип' (1957).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-5, 7, В., 1966-68; Bekenntnisse, Entdeckungen, Variationen. Denkdichtung in Prosa, B.- Weimar, 1968; в рус. пер.- Избранное, М., 1956; Прощание, М., 1958.

Лит.: Биркан П., Оружием слова. Эстетические взгляды и творчество И. Бехера, Л., 1959; Фрадкин И. М., Изменчивый и постоянный, в его кн.: Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Павлова Н. С., Поэзия Бехера 20-х гг., в кн.: Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада, М., 1965; Тураев С. В., Бехер. Традиция и путь к зрелости, в кн.: Художественный опыт литератур социалистических стран, М., 1967; Haase Н., 'Dichten und Denken', Halle/S., 1966; Hinckel E., Gegenwart und Tradition. Renaissance und Klassik im Weitbild J. R. Bechers, B., 1964 (Diss.); Birr E., Johannes R. Becher. Zum 10 . Todestag am 11 Okt., B., 1968.

Е. В. Лепко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.