Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781–1831] — немецкий поэт, друг Кл. Брентано (см.) , Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804–1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием «Des Knaben Wunderhorn», немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди к-рых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: «Des Knaben Wunderhorn» определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но — через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) — оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является «Zeitung f?r Einsiedler», издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. «Беттина») , вторую половину жизни проводит частью
256 в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф. Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант — А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить «патриархальные» отношения с «1 200 душ, населяющими мои семь деревень». Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: «Hollins Liebeleben» [1802], «Ariels Offenbarungen» [1804], «Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gr?fin Dolores» [1810]; мистерия «Halle und Jerusalem» [1811]; ряд исторических драм («Der Auerhahn», «Die Befreiung von Wesel», «Die Appelm?nner», «Der Stralauer Fischzug», «Die Gleichen» и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: «Der tolle Invalide» [1818], «Owen Tudor» [1821], «Frau von Saverne», «F?rst Ganzgott und S?nger Halbgott» и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман «Die Kronw?chter» [1817], фантастическая новелла «Isabella von Aegypten» [1811] и «Die Majoratsherren» [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения «Gr?fin Dolores» как протест против «Люцинды» Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. «Halle und Jerusalem»). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в «Halle und Jerusalem»). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, к-рые создает фантазия А. В противовес романтической идеализации родного прошлого А. выводит и комические, жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в «Kronw?chter» образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий («Isabella von Aegypten») А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. «Гойлем» Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в лит-ру мотив
257 гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. («Die Majoratsherren»). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности («Halle und Jerusalem»), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман (см.) , но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни («Die Majoratsherren»). Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки. Библиография: I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839–1846; В 22 тт., Berlin, 1853–1856. Отдельные произведения издавались Minor’ом, Geiger’ом и Pfaff’ом. Избранные сочин. издавались много раз. II. Помимо общих трудов по романтике: Steig R. und Grimm H., A. und die ihm nahe standen, 3 Bde, Stuttgart, 1894–1914; Lohre H., Von Percy zum Wunderhorn, Berlin, 1902; Sohul?e F., Die Gr?fin Dolores, Lpz., 1904; Hartmann M., A. als Dramatiker, Breslau, 1911; Becker H., A. in den wissenschaftlichen und politischen Str?mungen seiner Zeit, Berlin, 1912; Sch?nemann F., A.’s geistige Entwicklung in «Halle und Jerusalem», Lpz., 1912. Р. Шор