Пьер [Pierre Hamp, 1876–] — настоящая фамилия Bourdillon, французский писатель. Основным произведением А. является монументальный цикл романов, посвященных труду и производству: «La Peine des Hommes» (Страда человеческая). А. выступает в этом грандиозном произведении (еще неоконченном) как «поэт промышленной расы», как новатор, решительно разрывающий со старыми сентиментальными традициями буржуазного искусства («трагедии станков напряженнее, чем трагедии спален»), — он делает попытку создать искусство индустриальной эпохи. Идеология А. — типичная идеология технической интеллигенции. А. никогда не поднимает возражающего голоса против капиталистической системы как таковой, он борется только за усовершенствование технического базиса капиталистической промышленности, за рациональную организацию производства, за классовый мир, покоящийся на «справедливых» отношениях между организаторами и организуемыми. Производственные романы А., возникшие в эпоху индустриальной экспансии, проникнуты насквозь этой характерной идеологией. «Страда человеческая» включает «Шампанское» (Vin de Champagne, 1910) — показан процесс производства вина, начиная со сбора винограда и кончая упаковкой бутылок выдержанного шампанского; «Свежая рыба» (Mar?e fra?che, 1910) — показана добыча и обработка рыбы; «Рельсы» (Le Rail, 1912) — подробнейшим образом показана работа большой железнодорожной станции; «Лильские ткачи» (L’Enqu?te, 1913) — обследован с применением научно-статистического метода быт текстильных рабочих; «Лен» (Le Lin, 1921) — показаны все производственные процессы, связанные с обработкой льна; «Песнь песней» (Le Cantique des Cantiques, 1922) — детальнейшая картина парфюмерной промышленности: от сбора цветов, взращенных в садах Грасса, до усовершенствованных химических лабораторий парфюмерных королей Парижа. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было личной, психологической темы и сюжета в традиционном смысле (динамика вещи обусловлена здесь течением производственного процесса, сменой его стадий, его внутренней логики), романы А. все же являются подлинно художественными построениями, настоящими вещами искусства (их материал необычен, и конструкция основана на совсем новых положениях — все это делает эти своеобразные романы явлениями нового жанра, тесно связанного с индустриальной эпохой). Цикл «Страда человеческая» кроме романов включает еще несколько полупублицистических книг — «Больная промышленность» (Les M?tiers bless?s), «Победа машин» (La Victoire m?canicienne), «Непобедимый труд» (Le Travail invincible), «Новая честь» (Un Nouvel Honneur), — чрезвычайно интересных для характеристики автора. Собранные здесь очерки
115 посвящены таким вопросам: война и промышленность, война и труд, техническая революция, проблема восстановления французской промышленности. В постановке этих вопросов А. проявляет себя не только как технический интеллигент, работающий над усовершенствованием национальной капиталистической машины, но и как патриот, зараженный махровым шовинизмом. Производственные романы А. знакомят с течением производственных процессов, показанных во всех подробностях с безукоризненной отчетливостью и полнотой. А. прежде всего документатор. Он с величайшей тщательностью описывает конкретный материал индустриального мира, впервые с такой решительностью введенный в искусство. Но за этой внешней объективностью, за этим кажущимся беспристрастием документатора скрывается вполне определенная физиономия классового художника. Он рассматривает мир как взаимоотношение двух групп: организаторов и организуемых; первые должны уметь направлять промышленное развитие, планировать, рационально строить производство, вторые должны не за страх, а за совесть трудиться, максимально расходуя свои силы — это дает им право на здоровый, сытый и разумный быт. Романы П. Ампа представляют собою настоящую энциклопедию рациональной организации производства. Люди играют в произведениях А. специфическую роль, — художник никогда не интересуется их психикой, их переживаниями. Люди вообще не существуют для него за пределами производственного процесса. От живого человека он отвлекает его производственную функцию и рассматривает его в этом ограниченном разрезе. А. видит не людей, а только их отношение к производству. Своеобразие творчества А. заключается не только в специфической тематике его произведений, но и во всем характере их стиля. Это — точный, как чертеж или таблица, деловой, рассчитанный на теоретическую убедительность, без всяких эмоций, стиль художника технической интеллигенции. Художник, выражающий в своем творчестве психоидеологию технической интеллигенции, воспринимает действительность как систему точных выкладок, как график, в к-ром систематизированы живые процессы. Обозначение, дата, цифра, подсчет для него более ощутимы, чем охватываемая ими действительность. Художник максимально отвлеченен. В соответствии с той ролью, к-рую играет его классовая группа в жизни капиталистического общества, он фетишизирует техническую и организационную оболочку действительности. Она кажется ему всем. Кроме производственных романов А. написал три тома бытовых новелл под общим названием «Люди» и несколько пьес («La Maison», «La Compagnie»). Все произведения А., за исключением пьес и большинства полубеллетристических
116 произведений, переведены на русский язык. Библиография: Lalou R?n?, Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, 1922; Montfort Eug?ne de. Vingt cinq ans de la litt?rature fran?aise, 1922; Strowski Fortunat, La Renaissance litt?raire de la France contemporaine, 1924 (ст. об А.); Fay Bernard, Panorame de la litt?rature fran?aise contemporaine, 1925; Cremieux Benjamin, Le XX-e si?cle, 1924 (ст. об А.). И. Анисимов