Значение ШТЕККЕР, АДОЛЬФ в Энциклопедии третьего рейха

ШТЕККЕР, АДОЛЬФ

(Stoecker), (1835-1909), придворный священник императоров Вильгельма I и Вильгельма II, ярый антисемит, предтеча Гитлера и нацизма. Родился 11 декабря 1835 в Хальбертштадте в семье младшего армейского квартирмейстера. Учился на богословских факультетах Галле и Берлина, затем был пастором в нескольких мелких общинах. С началом франко-прусской войны Штеккер стал армейским капелланом. Одна из его проповедей накануне сражения привлекла внимание Вильгельма I, который позднее, став кайзером, пригласил Штеккера в Берлин в качестве придворного священника. В 1878 Штеккер основал христианско-социальную рабочую партию, целью которой была борьба с социал-демократией и иудаизмом, распространение в среде рабочего класса идей антисемитизма. В 1879-98 Штеккер был членом прусского ландтага, в 1881-93 и в 1898-1908 - депутат германского рейхстага. Будучи талантливым оратором, он пламенно защищал идеи христианства, монархизм и национализм, в то же время подвергая нападкам капитализм, социал-демократию и евреев. Частые скандальные выступления на массовых митингах, клеветнические статьи в печати и ссоры с канцлером Германии Отто фон Бисмарком привели Штеккера к отлучению от двора. Два других венценосца - Фридрих III и Вильгельм II не приняли Штеккера. Несмотря на это, он продолжал свою пропагандистскую и проповедническую деятельность, распространяя идеи христианства в рабочей среде. Он умер в Гриесе, недалеко от Бозена, 7 февраля 1909. Взгляды Штеккера во многом предвосхитили идеи Гитлера: твердый национализм, ненависть к социал-демократии, популизм и заигрывание с массами, ярый антисемитизм. Однако нацистский лидер отверг монархизм и христианство. Презрение Штеккера к иудаизму послужило образцом для гитлеровского экстремизма. Штеккер считал, что для евреев невозможно понять христианское мировоззрение (Weltanschauung) или великогерманский дух. Он рассматривал иудаизм как "чужеродную каплю крови в нашем национальном организме: это - разрушительная сила. Мы обязаны лелеять характерные свойства нашего национального духа, германского духа: трудолюбие и благочестие - наше национальное наследие". Штеккер считал, что немцы окажутся в дураках, если позволят евреям исказить свои национальные особенности: "Евреи - это нация внутри нации, государство в государстве, раса внутри другой расы. Они - прямая противоположность германскому духу". Когда в 1888 собирались воздвигнуть памятник Генриху Гейне, Штеккер воспротивился этому: "На такое мог решиться только сумасшедший. Гейне - еврей, негодяй (Lump)". Во время своих публичных выступлений Штеккер порой прибегал к таким неаргументированным обвинениям в адрес евреев: "Дамы и господа! Недавно неподалеку было найдено тело. Его освидетельствовали. Присутствовали городской врач - еврей, доктор - еврей, следователь - еврей, юрист - еврей. И только труп был немцем". Борьба с евреями, говорил он, есть подлинная расовая война, потому что "иудаизм жаждет власти, хочет присвоить нашу лучшую собственность, нашу христианскую религию, культуру и наш германский дух". Антисемитские идеи Штеккера с новой силой проявились в первые дни Веймарской республики, став отправной точкой гитлеровского движения. Еще в Вене молодой Гитлер был ненасытным читателем антисемитской литературы. Многие германские народнические клубы использовали взгляды и идеи Штеккера в своих прокламациях. Многие выпады против евреев, представленные на страницах "Майн кампф", почти слово в слово повторяют теории Штеккера. Гитлер, чтобы раз и навсегда разрешить "еврейский вопрос" в Европе, лишь перевел теорию в ранг конкретного действия, разработав и приняв т. н. "окончательное решение".

Энциклопедия третьего рейха.