(St?cker) — германский политический деятель. Род. в 1835 г. С 1874 г. был придворным пастором и пастором в кафедральном соборе в Берлине. Как проповедник, отзывающийся всегда в своих проповедях на политические злобы дня, и притом чрезвычайно талантливый оратор и несомненно умный человек, Ш. скоро получил весьма значительную популярность в придворных и аристократических сферах. В январе 1878 г. он на созванном им народном собрании в Берлине выступил с проектом образования христианско-социальной партии (см.), которая, в противоположность партии социал-демократической, должна была стремиться к социальным реформам в пользу рабочего класса на почве существующей монархии и христианства. На этом собрании ему пришлось выдержать борьбу с одним из самых даровитых тогдашних ораторов социал-демократической партии (впоследствии анархистом), Мостом (см.), что он сделал с большим искусством; речь его увлекла многих, так что тут же состоялось основание новой христианско-социальной партии. Давая толчок этому новому движению, Ш. имел в виду отвлечь рабочие массы от социал-демократии к консерватизму, до тех пор быстро шедшему на убыль. К концу 1878 г. в Берлине было 3000 членов христианско-социального союза, в том числе многие бывшие социал-демократы; подобные же союзы образовались и в других городах Германии. Однако Штеккеровская социальная программа оказалась недостаточной для привлечения значительных кадров избирателей, и в том же 1878 г. Ш. решился пополнить ее новым пунктом. Он воспользовался не совсем еще погасшим в германском народе национальным чувством антипатии к евреям и начал антисемитическую пропаганду; очень скоро его христианско-социальный союз стал центром агитации этого рода. "Наш боевой клич в этой кампании, — говорил Ш. после избирательной борьбы 1881 г., — был: борьба против господства евреев...Я не признаю культуры без германизма и христианства, и потому веду борьбу против еврейского господства". Признавая еврейский вопрос одним из элементов вопроса социального, Ш., однако, никогда не доходил до признания тождественности вопроса социального с вопросом еврейским, что сделали позднее шедшие по его стопам, но гораздо дальше его, радикальные антисемиты, и никогда не доходил также до сплошной ругани по адресу всего еврейского, до оплевывания Спинозы за еврейское происхождение, а Лессинга — за защиту еврейской равноправности, как это сделали те его последователи, от которых сам Ш. счел долгом отказаться. Первое время после выступления его на арену политической деятельности консерваторы приветствовали его с большим сочувствием. В 1879 г. Ш. был избран в прусский ландтаг, в 1881 г. — в германский рейхстаг. И там, и тут он вошел в состав консервативной партии и явился ее верным членом; в своих христианско-социальных воззрениях в ландтаге и в рейхстаге он говорил только мимоходом, сохранял христианский социализм, как и антисемитизм, только для народных собраний, как агитационное средство. В действительности Ш. боялся проведения этого антисемитизма в законодательство. Когда в 1880 г. радикальные антисемиты собирали подписи под петицией канцлеру о законодательном ограничении прав евреев, Ш. подписался под ней крайне неохотно, лишь под давлением своих последователей, и во время прений в прусском ландтаге отрекся от своей подписи, но был уличен во лжи. Политическая агитация Ш., не всегда и не вполне соответствующая видам правительства, вызвала против него недовольство Вильгельма II, который в 1889 г. потребовал от Ш. прекращения политической агитации; Ш. дал обещание, но не сдержал его, и в 1890 г. был уволен от должности придворного проповедника. В том же году он основал евангелическо-социальные конгрессы для обсуждения способов разрешения социального вопроса на почве существующего государства (см.). На этих конгрессах он выступал каждый год с докладами, часто имеющими значительную научную ценность. В 1893 г. Ш. был забаллотирован на выборах в рейхстаг. В 1895 г. социал-демократическая газета "Vorw?rts" опубликовала частное письмо Ш. к барону Гаммерштейну, написанное в 1888 г., после вступления на престол Вильгельма II; в этом письме Ш. советовал своему другу ведение систематической интриги против Бисмарка путем возбуждения самолюбия молодого императора. Сначала Ш. попытался отречься от письма, но его авторство было доказано, и он принужден был выйти из состава консервативной партии; посещение евангелическо-социальных конгрессов стало для него немыслимым. Тем не менее у него остались сторонники, и в 1898 г. на выборах в рейхстаг он выступил (в округе Зиген, в Вестфалии) уже не как консерватор, а как христианский социалист. Консерваторы сочли нужным поддержать его, и Ш. был избран. В том же году Ш. был забаллотирован на выборах в прусский ландтаг. Несмотря на принадлежность к самостоятельной партии (единственным представителем которой в рейхстаг был он сам), Ш. по всем существенным вопросам (военным, таможенным и др.) поддерживал партию консервативную. В 1903 г. Ш. вновь переизбран в рейхстаг при поддержке консерваторов. С 1887 г. Штеккер издает "Deutsche evangelische Kirchenzeitung", в которой сам деятельно работает как сотрудник. Свои проповеди он печатает дешевыми брошюрами (по 1 пфеннигу), под заглавием "Die sonnt?glichen Predigten" (Берлин, с 1874 г.); наиболее важные из них, вместе с избранными статьями богословского содержания, собраны в многочисленных сборниках под различными заглавиями ("Wach auf evangelisches Volk!", Берлин, 1893; "Predigtb?cher", 1894, 1897 и 1901). Речи и статьи его по социально-политическим вопросам собраны в сборнике "Christlich-social" (2 изд., Б., 1890), имеющем значительную цену как материал для истории политических движений в Германии в 1878—1885 гг. Другие речи Ш. см. в "Berichte ?ber die Verhandlungen der Evangelisch-Socialen Kongresse" (1890—95). Против разных обвинений Ш. защищался в автобиографической, очень любопытной, хотя далеко не всегда правдивой брошюре: "Dreizehn Jahre Hofprediger und Politiker" (Б., 1895).Биографию и характеристику Ш. см. у Р. G?hre, в "Die evangelisch-soziale Bewegung" (Лейпциг, 1896); блестящая, хотя местами пристрастная характеристика Ш. дана в книге Меринга: "Herr Hofprediger St?cker, der Sozialpolitiker" (Бремен, 1882). См. также В. Водовозов, "Антисемитизм в Германии" (в "Русском Богатстве", 1898, № 2); St. Zeuge, "Ein Zeitbild aus dem Jahre 1885" (Бремен, 1885); Eug. Richter, "ABC-Buch f?r freisinnige W?hler" (7 и сл. изд., Бремен, 1892 и сл.).В. В—в.
Значение ШТЕККЕР, АДОЛЬФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ШТЕККЕР, АДОЛЬФ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012