Значение ГЕОРГЕ, СТЕФАН в Энциклопедии третьего рейха

Что такое ГЕОРГЕ, СТЕФАН

(George), (1868-1933), немецкий поэт, один из видных представителей немецкого символизма, оказавший глубокое влияние на культурную жизнь Веймарской республики. Современники называли его "воплощением римской культуры на рейнской почве" и "Наполеоном при дворе муз". Он был первым, кто объявил стихи единственной художественной формой литературы. Родился 12 июля 1868 в Бюдесхейме в состоятельной семье, что дало ему возможность совершить ряд заграничных поездок, благодаря которым в конце 80-х гг. он познакомился с парижскими символистами (Малларме, Верлен); под их влиянием сформировались эстетические взгляды Георге, направленные на преодоление натурализма: искусство не должно служить нуждам общества, необходимо "l'art pour l'art" - "искусство для искусства". Георге безапелляционно заявлял: "В поэзии... каждый, кто еще охвачен маниакальным желанием что-либо "сказать", не заслуживает быть допущенным даже к преддверию искусства". В поэзии важен "не смысл, а форма". Подобной эстетической программе соответствовала обособленность поэта. Ранние поэтические сборники Георге не поступали в книжные магазины, круг читателей был узким по причине их специфической формы - факсимильные рукописные издания, отказ от прописных букв и знаков пунктуации. С 1892 по 1919 Георге издавал журнал "Блеттер фюр ди кунст", на титульном листе которого говорилось, что журнал предназначен "для закрытого круга читателей, составленного по приглашениям постоянных членов". В ранних сборниках "Гимны" (1890), "Паломничество" (1891), "Книги пастухов" (1895), "Год души" (1897), воплощая идеи Ницше, воспевал таинственные силы природы и исключительных героев. В сборниках "Война" (1917) и "Три напева" (1921) сказалось влияние экспрессионизма. Ницшеанское по своим истокам и антидемократическое по сущности мировоззрение поэта в этот период привело его в непосредственную близость к идеям национал-социализма. Однажды он предсказал, что вскоре в Германии появится герой, который приведет к возрождению страну, Европу и весь мир. Этот сверхчеловек, по словам Георге, сумеет разорвать оковы прогнившего общества, внесет порядок в хаос и посеет семена нового рейха. Пророческие амбиции не замечавшего действительности поэта, его мистические настроения и культ самодовлеющей героики (сборник "Новое царство", 1928) дали основание буржуазной реакции использовать стихи Георге для своих лозунгов; их смысл истолковывался как зов к вождю "третьего рейха", хотя сам Георге утверждал, что пытался лишь изобразить "поэта в годы смуты" и отвергал нацизм, видя в колоннах Гитлера только "толпу". Он не пожелал принять участие в торжествах, которые должны были состояться по случаю его назначения президентом Прусской академии искусств в 1933. Он эмигрировал в Швейцарию, где и умер 4 декабря 1933, даже запретив хоронить себя в Германии. Еще накануне 1-й мировой войны литературные последователи, единомышленники и поклонники творчества поэта образовали т. н. "кружок Стефана Георге" - нечто среднее между богемным литературным салоном и духовно-эстетическим орденом. В него входили многие известные в Германии деятели культуры - поэты, писатели, преподаватели университетов, художники - Фридрих Гундольф, Людвиг Клагес, Карл Вольфскель, Альфред Шулер и др. Называя себя "космистами", члены кружка широко пропагандировали собственные эстетические концепции, придерживались определенного ритуала поведения и даже, в подражание своему лидеру, облачались в черные клерикального покроя балахоны. Немало членов этого кружка стали провозвестниками германского фашизма (Людвиг Клагес, Эрнст Бертрам). Один из "космистов", пытавшийся придать деятельности кружка антисемитскую окраску, - Альфред Шулер - едва ли не первым в Германии начал использовать в качестве символа свастику. Когда лишенный средств Гитлер приехал в начале 1913 в Мюнхен, он не раз посещал кафе и таверны, где собирались члены "кружка Стефана Георге", атмосфера которых пришлась ему по вкусу. Он присутствовал на выступлениях Альфреда Шулера и был весьма очарован их антисемитской направленностью и злобным национализмом. Весьма вероятно, что именно тогда ему пришла в голову мысль использовать свастику для своего будущего движения.

Энциклопедия третьего рейха.