Значение слова МЕМНОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

МЕМНОН

В греческой мифологии царь Эфиопии, союзник троянцев в Троянской войне. Сын Эос и брате Приама Тифона (Hes. Theog. 984 след.). После гибели Гектора Мемнон в доспехах, изготовленных Гефестом, приходит на помощь троянцам. Поединок Мемнона с Аяксом Теламонидом не даёт перевеса ни одному из сражающихся; в другом бою Мемнон видит Нестора, замешкавшегося на своей колеснице, и пытается его убить, но на защиту Нестора приходит Антилох (Pind. Pyth. VI 28—42), он сражается с Мемнон и гибнет от его руки. Разгневанный Ахилл вступает в единоборство с Мемноном (Prod. Chrest. II), причём матери обоих героев Фетида и Эос молят Зевса иступиться за их сыновей, и весы судьбы указывают Зевсу, что наступил смертный час Мемнона . Эос получает от Зевса разрешение похоронить тело сына на его родине, в Эфиопии. Поскольку греки, видевшие в Эфиопии сказочную страну, локализовали её достаточно неопределенно — где-то на юге, то родиной Мемнон называли весьма отдалённые друг от друга районы Сирии, Сусианы (Herodot. V 53 след.; VII 151) и даже Египта: в Абидосе показывали дворец Мемнона ; в египетских Фивах Мемнон был выстроен храм, по названию которого вся западная часть города получила название Мемнония (Strab. XV 3, 2; XVII 1, 37, 42); одна из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III, считалась изображением Мемнона . Повреждённая во время землетрясения статуя издавала на рассвете звук, который воспринимался как приветствие Мемнона своей матери Эос (Paus. I 42, 3). Жители северной Фригии показывали могилу Мемнона у устья реки Эсеп (Strab. XIII 1, 11); по их рассказам, чтобы оплакать гибель Мемнона , сюда ежегодно прилетают птицы-мемнониды, сотворённые Зевсом из праха Мемнона (по другой версии, в птиц были превращены спутники Мемнона под Троей); они устраивают над могилой кровавый бой, пока половина из них не погибнет. Миф о Мемноне послужил сюжетом не дошедшей после гомеровской поэмы «Эфиопида» и также не сохранившихся трагедий Эсхила (« Мемнон » и «Взвешивание душ», frg. 191 — 209) и Софокла (" Мемнон "). У римских поэтов особым вниманием пользовались сюжеты: «горе Эос» (роса — слёзы, которые она ежегодно проливает по сыну) и «превращение праха Мемнона в птиц» (Ovid. Met. XIII 576—622). Наиболее подробное описание участия Мемнона в Троянской войне и его погребения — у Квинта Смирнского в «Послегомеровском эпосе» (II 100 — 189, 235 — 266, 300 — 340, 395—660).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.