В греческой мифологии дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит. Даром провидения наделил Кассандру домогавшийся её любви Аполлон, и, когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что её вещие слова не стали принимать всерьёз (Aeschyl. Agam. 1202 — 12). По более позднему варианту мифа, Кассандра вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар ещё в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине). Кассандра первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлёк на Трою. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного копя (в котором скрывалась засада ахейцев) (Apollod. epit. V 17), но её прорицаниям опять не поверили. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел Кассандрой (V 22). Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу (Hom. Od. XI 421 — 23; Aeschyl. Agam. 1256—63; 1438—47). В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры , отождествляемой с местным божеством Александрой (Paus. II 16, в; III 19, в; III 26, 4).
Трагический образ Кассандры , вещающей а пророческом экстазе страшные видения будущего, запёчатлён в «Агамемноне» Эсхила (1035 — 1330) и «Троянках» Еврипнда (264 — 461), в то время как в поэме "Александра" поэта 3 в. до н. э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную Кассандру , приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества Кассандры .