Значение слова ВОЗРОЖДЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14—16 вв., в других странах — конец 15 — начало 17 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13—14 вв., его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянца Лоренцо Валлы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощённой творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома; архитекторы придавали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности — передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнажённой) и реальной среды — интерьера, пейзажа. Литература эпохи Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского «Похвала Глупости»), эссе Монтеня — в столь разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах нашли воплощение идеи Возрождения. В это же время были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.