Значение слова БАБА-ЯГА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БАБА-ЯГА

польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.[/p] ) в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога - костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. ИНИЦИАЦИЯ И МИФЫ ). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.Лит.: Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. \[ гл. \] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки Л., 1946; Топоров В Н., Хеттская aal?U.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38. В. В. Иванов. В. Н. Топоров.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.