Значение слова АДОНИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АДОНИС

В греческой мифологии божество финикииско – сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Меt. Х 300—524. 708—739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис — сын Феникса и Адфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Кикиры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса ), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её ( Ovid. Меt. Х 300—478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты — Адонис (X 479—524).

Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом . Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть рода на земле с Афродитой (в финик, варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Ароllod. III 14. 4; Оу1а. Ме1. Х 708—716). По другой версии (Рto1. Нephaest. I, р. 183, 12 Westerm.), Адонис — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. Варианте Астара) (Serv. Verg. Аеn V 72). Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Оvid. Меt. Х 717—739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.

Венера и Адонис. Скульптурная группа А. Кановы. Мрамор, 1789 - 1794. Женева, вилла Ла Гранд.

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии. Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса , сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй — радости по воскресшему Адонису . Рассказывается о реке Адонис , которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис . Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Рaus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Рlut. Alcib. 18; Niс.13). Адонии — праздник в честь Адониса — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса , Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. “садики Адониса ” — символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96—144). В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.