-а, м.
1) В греческой мифологии: умирающее и воскресающее божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы.
В мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне мы видим, как смерть или уход бога вызывает неурожай, засуху, голод и как пробуждается природа при его появлении ( Покровская ) .
2) Красавец-юноша (в поэтической и образной речи).
•
Родственные слова:
ад'онии
Этимология:
Греческое Adonis ( < финик. dn ‘адон’, ‘господь’, ‘владыка’).
Энциклопедический комментарий:
Согласно древнегреческому мифу , Адонис был сыном царя и его дочери , которой Афродита , рассердившись за непочтение к себе , внушила страсть к родному отцу. Царь поддается соблазну , не подозревая , что вступает в связь с собственной дочерью , и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево , из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне , не пожелавшей в дальнейшем расстаться с ним. Спор богинь разрешает Зевс , постановивший Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны , а часть года на земле с Афродитой , спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением , Артемида насылает на юношу дикого кабана , который смертельно ранит Адониса. Из слез оплакивающей его Афродиты вырастают анемоны , а самого Адониса богиня превращает в цветок.
Культ Адониса существовал в Финикии , Сирии , Египте , на островах Кипр и Лесбос. В его честь отмечался праздник - адонии. В святилище Афродиты происходили оргии , причем первый день был посвящен плачу , а второй - радости по воскресшему Адонису. Широко распространенное поклонение ему явилось одним из источников евангельского предания о смерти и воскресении Иисуса Христа.