Значение ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Фульгентий Руспийский [1] ( 462 / 467 -кон. 520-х/нач. 530-х), епископ , блаженный , святитель . На Западе почитался как Отец Церкви.

В миру: Фабий Клавдий Гордиан Фульгентий (Fabius Claudius Gordianus Fulgentius).

Память 1 января в день кончины [2] . В древней Церкви праздновалась память 2 января на следующий день после кончины. Также 6 мая , в день перенесения мощей в Галлию [3] .

Житие

Родился в 467 [4] году в родовитой карфагенской семье, внук сенатора. Отец умер когда Фульгентий был очень молод, но заботами благочестивой матери его Мариамны получил хорошее образование, научился греческому и латыни. Приобрел уважение за рачительность и уважение к матери, что помогло ему получить пост прокуратора Визацены (на территории современного Туниса ) при Гунерихе . Но сочинения св. Августина заставили его сложить с себя светское звание и поступить монахом в обитель.

Для этого он обратился к Фаусту, епископу изгнанному из своей епархии вандальским королем Гунериком и основавшему обитель в Визацене. Тот пытался разубедить двадцати двух-летнего Фульгентия, опасаясь что из-за физической слабости он не сможет вести суровую иноческую жизнь, но настойчивость Фульгентия преобладала и он был принят на испытательный срок. Его мать пыталась забрать его из монастыря, но Фульгентий остался в обители и был со временем принят в братию.

Возобновление набегов на монастырь заставили Фульгентия уйти в другую обитель, где настоятель Феликс доверил ему управление мирскими делами монастыря. В 499 году, во время очередного арианского преследования, они бежали в город Сикка Венерия (ныне Эль-Кеф , Тунис ). Здесь они проповедовали православное учение о двух природах Иисуса Христа, за что были схвачены местным арианским священником и подверглись пыткам.

Освободившись, Фульгентий намеревался отправиться в Александрию , но переменил планы, узнав что ариане завладели Египтом . Вместо этого он отправился в Рим где молился на могилах апостолов, а затем вернулся в Визацену и основал свой монастырь. Слава о нем быстро распространилась, и ему не раз предлагали одну из многих епископских кафедр овдовевших во время гонений короля-арианина Трасамунда . Он неоднократно отказывался, зная что Трасамунд приказал позволять лишь арианам занимать эти епархии.

Однако, по смерти Руспиийского епископа Фульгентия убедили стать его наследником. Его добродетели произвели большое действие на паству, но вскоре он был изгнан арианами на Сардинию вместе с около шестидесятью архиереев державшихся православной позиции. Римский папа Симмах ежегодно помогал им провизией и деньгами. Здесь Фульгентий обратил в монастырь один дом в городе Кальяри и взялся за написание трудов для просвящения христиан Африки.

В 515 он возвратился в Африку по приглашению короля Трасамунда для открытого дебата с арианскими епископами. Его книга "Ответ на десять возражений" является собранием его аргументов в защиту Халкидонского исповедания веры. Трасамунд был очень впечатлен ученостью Фульгентия и впредь приказал чтобы все его аргументы были представлены только устно, чтобы избежать распространения его писаний среди народа. В ответ Фульгентий написал "Три книги королю Трасамунду" с опровержением арианства, и снискал еще большее уважение короля, который позволил ему остаться в Карфагене . Однако возобновление жалоб со стороны арианского духовенства заставило Трасамунда вновь выслать Фульгентия на Сардинию в 520 году.

В 523 году, по смерти Трасамунда, на престол взошел его православный сын Хильдерих . При нем Фульгентий вернулся на свою кафедру в Руспию (Ruspe) и приступил к восстановлению порядка в епархии. Его проповеди были столь глубоки, что его архиепископ, Вонифатий Карфагенский , плакал когда слышел их и благодарил Бога за то что его Церкви был дарован такой проповедник.

Позднее Фульгентий удалился в монастырь на острове Киркиния (Circinia), но был вызван обратно в Руспию где и служил вплоть до своей кончины, последовавшей 1 января в конце 520-х-начале 530-х годов [5] .

Почитание

Святой Фульгентий пользовался величайшим почитанием в древности. Уже в 534 году Карфагенский Поме­стный Собор , постановления которого были утверждены V Вселенским Собором в 553 году, и некоторые из ко­торых вошли в нашу Книгу Правил , называет Фульгентия святым. На V Вселенском Соборе Карфагенская Церковь была представлена Секстиллианом , епископом Туниса . Житие св. Фульгентия, составленное вскоре пос­ле его кончины Карфагенским архидиаконом Феррандом , называет Фульгентия святым отцем и учителем Цер­кви, ставя его в ряд со свв. Амвросием , Августином и Иеронимом . Святитель Исидор Севильский именует св. Фульгентия "светочем Церкви".

Так как в своем иноческом делании св. Фульгентий руководился правилами Кассиана Римлянина и ввел их в основанную им обитель, то особенным почитанием его имя пользовалось в монастыре прп. Кассиана в Марселе , а также в монастыре св. Венедикта на Монте Кассино .

После разорения Африки мусульманами , мощи св. Фульгентия были перенесены в Галлию , в город Бурж около 714 года. Впоследствии они были уничтожены во время Французской революции .

Труды

От св. Фульгентия осталось много творений. Его работы показывают знакомство с греческим, а также глубокое согласие с Августином Иппонийским . Так, он написал монументальное опровержение Фауста Риезского , в котором встал на крайние августинианские позиции о радикальном растлении падшей человеческой природы и полном бессилии свободной воли, без благодати неспособной ни к какому добру, приятному в очах Господа.

Многие из его работ направлены против арианства и пелагианства . Сохранились некоторые из его писем, а также восемь проповедей.

Среди его трудов имеется "Изложение веры", являющееся точ­ным текстом того "Символа, рекше исповедания, во свя­тых отца нашего Афанасия , патриарха Александрийскаго", который помещается в начале славянской Псалтири . По­этому существует мнение многих исследователей [6] , что этот Символ составлен св. Фульгентием. Не соглашаясь с таким, противореча­щим церковной традиции мнением, можно однако ду­мать, что св. Фульгентий придал существующую оконча­тельную форму Символу св. Афанасия, так как этого Символа в такой форме нет в творениях св. Афанасия, и так как многие филологические соображения заставля­ют думать, что в существующей форме Символ переве­ден с латинского языка.

Литература

Исидор Севильский История Вандалов (HISTORIA VANDALORUM) п.81.

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/vand.phtml?id=582

Ист. Уч. об отц. Ц. Филар., ч. 3, 137, пр. 7.

Косолапов.

Cross, F. L. and Livingstone, E. A., eds., The Oxford Dictionary of the Christian Church , London: Oxford University Press, 1974, "Fulgentius".

Католическая энциклопедия .

Burns, Paul, Butler's Lives of the Saints: New Full Edition , Collegeville, MN: The Liturgical Press, 1995.

Использованные материалы

Архиеп. Нафанаил (Львов), Доклад о почитании африканских святых , 22.XII.1953:

http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=78

Дворкин, Александр, Очерки по истории Вселенской Православной Церкви , гл. XVIII. "Распространение христианства на Западе":

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=31493

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_4926

http://allmercifulsavior.com/icons/Icons-Fulgentius.htm (икона)

Статья Википедии :

http://en.wikipedia.org/wiki/Fulgentius_of_Ruspe

[1] Или Руспский.

[2] См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_4926

[3] Согласно докладу архиеп. Нафанаила (Львова) _О почитании африканских святых_ от 22 декабря 1953 года представителю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому свт. Иоанну (Максимовичу) , на тот момент память св. Фульгентия в русских святцах отсутствовала. См. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=78.

[4] Или - 462

[5] Разные источники приводят 527 , 529 , 532 и 533 годы.

[6] Напри­мер, кардинала Лавижери.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.