Значение слова АРДЖУНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АРДЖУНА

(др.-инд. Arjuna, «белый», «светлый») в индуистской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, сын Кунти, от бога Индры. А. - идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. На сваямваре (выборе жениха невестой) Драупади А. завоевывает ее в жены для себя и братьев. Изгнанный вместе с братьями в лес, он получает от богов, в т. ч. от Шивы, который вступает с ним в поединок в облике горца-кираты, божественное оружие, необходимое для предстоящей борьбы с кауравами. Несколько лет изгнания А. проводит на небе, в столице Индры Амаравати, и помогает богам в сражениях с асурами. Во время войны с кауравами возничим колесницы А. становится Кришна; при этом в ряде мест «Махабхараты», а также в последующих теологических комментариях Кришна идентифицируется с Нараяной, а А. - с Нарой и в конечном счете они уподобляются друг другу. Перед началом битвы на Курукшетре Кришна возвещает А. свое божественное откровение - «Бхагавадгиту» (Мбх. VI 23-40). Своими подвигами в битве А. превосходит остальных воинов. После окончания войны А„ совершая ашвамедху для Юдхиштхиры, покоряет царства четырех стран света. А. умирает в Гималаях во время последнего странствования пандавов и удостаивается небесного блаженства. А. имел трех сыновей: Иравата от дочери царя нагов Улупи, Бабхрувахану от царевны Читрангады и Абхиманью от сестры Кришны Субхадры. Эпитеты А. в «Махабхарате»: Дхананджая («завоевывающий богатства»), Гудакеша («кудрявый»), Киритин («увенчанный диадемой»), Бибхатса («вызывающий неприязнь»), Пхалгуна («родившийся при созвездии Пхалгуни»), Партха («сын Притхи» или Кунти) И Др. П. А. Гринцер.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.