религиозно-реформаторское движение затем религия. С. возник в Индии в Пенджабе как одна из сект бхакти . Её основателем был гуру Нанак (1469-1539) Являясь монотеистическим учением С. противоречиво сочетал многие положения индуизма с идеями бхакти и заимствованиями из мусульманского суфизма , В основе С. лежит идея единого бога (или божественного начала) выражающего се6я во всём сущем. С. провозглашал равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм, внешние формы почитания божества. Ранний С. отражал идеологию торгово-ремесленных кругов городского населения, выступавших против феодального засилья и господства брахманства. При преемниках Нанака секта сикхов получила чёткую организацию. 3-й гуру Амар Дас (1552-74) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей, 5-й гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов Адигрантх . Религиозным центром сикхов является г. Амритсар, где в 'Золотом храме' хранится Адигрантх. Демократизм С. обеспечил ему популярность среди крестьян и ремесленников. Во 2-й половине 17 в. в связи резким ухудшением положения крестьян-общинников в секту сикхов усилился массовый приток джатов (крестьян). Идеология С. приобрела более четко выраженный антифеодальный характер. При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708) были проведены серьёзные реформы внутри общины сикхов. В 1699 Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. Были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Все они были обязаны носить тюрбан, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе 3 стальных предмета: меч, гребёнку и браслет. Каждому сикху присваивался благородный титул 'сингх' (лев). В начале 18 в. хальса возглавила борьбу народов Пенджаба против феодалов и империи Великих Моголов. В 1765 сикхи создали своё государство. Однако во 2-й половине 18 в. в сикхской общине усилился процесс феодализации, и С. потерял черты антифеодальной демократической идеологии. В 1849 англичане после двух ожесточённых войн (см. Англо-сикхские войны ) аннексировали государство сикхов. Современный С. представляет собой религию с традиционными догмами. В Индии его исповедует 1,8% населения, в основном в штате Пенджаб. В связи с классовым расслоением и обострением социальных противоречий среди сикхов появились различные секты и политические партии.
Лит.: Гуру Нанак, М., 1972; Кочнев В. И., Гуру Говинд Сингх - реформатор сикхизма, в сборнике: Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973; Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its gurus sacred writings and authors, v. 1-6, Oxf.,1909; Ahiuwalia M. M., Kukas, the freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965; Cunningham J., A history of the Sikhs, Delhi, 1966; Singh Gopal. Guru Nanak, New Delhi, 1967.
В. И. Кочнеев.