Значение слова АЛКЕСТИДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АЛКЕСТИДА

в греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обреченный на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мертвых, А. соглашается сойти в аид вместо Адмета. Свое решение А. объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный прием, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнает причину их горя. Подкараулив у могилы А. пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает А. и возвращает ее мужу. Так излагается миф в трагедии Еврипида «Алкестида». Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви А., возвращает ее мужу еще более прекрасной, чем она была раньше (Plat. Conv. 179 С). В основе мифа об А. сказочный мотив самопожертвования во имя любви.Лит.: Lеskу A., Alkestis, der Mythos und das Drama, W.- Lpz., 1925. В. Я.В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы саркофагов и др.) были распространены два сюжета: сватовство Адмета и прощание супругов. В европейском искусстве - скульптура О. Родена «Смерть А.».В европейской драматургии 16- 20 вв.: «Верная жена А. и ее верный муж Адмет» Г. Сакса; «А.» Ф. Кино; «А.» Т. Смоллетта; «А.» К. Виланда; «А.» В. Альфьери; «Дом Адмета, или Обмен судеб» И. Г. Гердера; «Жизнь под солнцем» Т. Уайлдера и др. Образ А. нашел отражение в поэзии (поэма «А.» Р. М. Рильке и др.).С 17 в. миф приобрел широкое распространение в европейском музыкально-драматическом искусстве (оперы «А., или Триумф Алкида» Ж. Б. Люлли; «А.» И. В. Франка; «А.» А. Драги; в 18 в. - «Адмет, царь Фессалии» Г. Ф. Генделя (создал также ораторию «А.»); «А.» К. В. Глюка и др.; в 20 в. - «А.» Э. Веллеса. Среди балетных спектаклей: «Адмет и А.» - три постановки Ж. Ж. Новера, «А.» Й. Вейгля и др.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.