Значение слова ATHAMAS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ATHAMAS

АФАМАНТ, AqamaV, сын фессалийского правителя Эола (см. это сл.), царь минийцев в беотийском Орхомене. Он имел двух детей, Фрикса и Геллу, от богини облаков Нефелы, которая, однако, потом покинула его за то, что он женился на дочери Кадма Иное. С тех пор на его дом обрушились бедствия. Иноя, желая избавиться от детей Нефелы, своими кознями добилась того, что решено быыл принят дружелюбно царем Айетом, который выдал за него свою дочь Халкиопу. Барана Фрикс принес в жертву Зевсу (ZeuV Fuxios), а шкуру его повесил в роще Арея. Впоследствии самому А. предстояло из-за Фрикса быть принесенным в жертву Зевсу (Z. Lafustios- Fuxios), но его спас сын Фрикса, Китиссор, явившийся из Айи с известием, что Фрикс еще жив. За это на Китиссора и его потомство обрушился гнев этого бога, которого необходимо было умилостивлять постоянными жертвоприношениями из рода Афамантидов. Старшему в роде запрещено было входить в общинный дом; если его там заставали и удавалось схватить его, то приносили его в жертву Зевсу. Hdt. 7, 197. Фрикс спасся от подобной участи бегством на баране, ибо баран считался искупительной жертвой Зевсу до тех пор, пока кто-нибудь из Афамантидов не будет схвачен и принесен в жертву. Руно барана, принесенного в жертву вместо Фрикса, сделалось символом защиты и убежища и было доставлено обратно в Иолк Ясоном (целителем, умилостивителем, от iaomai). См. Argonautae. Это и составляет религиозную подкладку мифа об А. и золотом руне. Впоследствии А. был лишен Герой рассудка за то, что Иноя вскормила Диониса, сына сестры своей Семелы и Зевса. В припадке бешенства А. убил сына своего от Инои, Леарха. Иноя же, спасаясь от него, бросилась в море со вторым сыном, Меликертом, и оба сделались спасительными морскими божествами, Иноя — под именем Левкофеи, Меликерт — под именем Палаймона (почитался особенно в Коринфе, где, по преданию, труп его был выброшен на берег и погребен, см. Isthmiaыл бежать и поселился в Эпире, в названной по его имени Афамантской области. Apollod. 1, 9, 1. 2. Os. met. 4, 416-542.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.