ЭОЛ, AioloV, 1) старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона или Зевса, брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один из прародителей эллинского народа. Эолийское племя из всех греческих занимало наибольшее пространство, а именно большую часть Северной и Западной Греции, южную и западную стороны Пелогюннеса. Отсюда и сказание о множестве детей у Э., которые считались государями-основателями различных поселений, что повело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асопом и Енипеем, тогда как братья отправились в чужие земли; он — представитель древнегреческого элемента. Жена Э., Епарета, родила ему 7 сыновей: Крефея, Сисифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и 5 дочерей: Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду. Apollod. 1, 7, 3. Крефей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь города Иолка, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец Бианта и Мелампа). Apoll. 1, 9, 11. Сисиф построил город Ефиру (Коринф), имел сына Главка, отца Беллерофонтова. Apollod. 1, 9, 3. Афамант (см. Athamas) владычествовал в Орхомене. Apollod. 1,9, 1. Салмоней, отец Тиры, построил Салмону в Элиде. Apollod. 1, 9, 7. Деион был царем Фокиды, отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Apoll. 1, 9, 4. Магнет — отец Диктия и Полидекта, заселивших остров Сериф. Apoll. 1, 9, 6. Периер сделался царем Мессены и был отцом Афарея и Левкиппа. Apoll. 1, 9, 5; 2) Э. IppotadhV, т. е. сын Гиппота, всадника, управитель над ветрами (tamihV anemwn), демон ветров в дальнем западном море, на острове, окруженном медными стенами и высокими скалами. Здесь счастливо живет он, любимец богов, в своем богатом доме, с женой, 6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой. Принимает радушно Одиссея и дает ему в кожаном мешке противные ветры, а попутному ветру велит дуть в паруса Одиссея. Но товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам, во время сна Одиссея развязывают мешок; ветры вырываются и гонят корабль опять к Эолову острову; но Э. уже не принимает Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны богам. Od. 10, 1 слл. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается, и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились; не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова, Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему с просьбой (Aen. 1, 53. 8, 416: rex ventorum); позднейшие поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых островов, и называют его царем ветров. Со скипетром в руке Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении заключенные в пещере ветры. Verg. Aen. 1, 52. 140. 8, 416. Ov. met. 1, 262. С родоначальником эолян этот Э. первоначально не имел ничего общего, но позднее писатели часто всячески смешивали их или приводили в связь друг с другом. Предполагали, что были: Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды (Thuc. 3, 102) в Этолии и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота, поэтому Гиппотад), который с матерью своей Арной и братом Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику и потому бежал на названные по его имени Эоловы острова, что на Тирренском море, где будто бы и основал город Липару.
Значение слова AEOLUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое AEOLUS
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012