Значение слова DIDII в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

DIDII

ДИДИИ, знатный плебейский род в Риме. 1) Т. Didius управлял Македонией (Cic. Pis. 25, 61), вероятно, в звании претора в 114 г. до Р. X. и победил скордисков. Flor. 3, 4. Amm. Marc. 27, 4, 10 (где он, впрочем, называется Marcus). В 98 г. он сделался консулом, а в 97 г. получил в управление Испанию, как консульскую провинцию, и здесь совершенно разбил вакцеев, завоевал несколько принадлежавших им городов (App. Hisp. 99 сл.), а затем неоднократно (и в 93 г.) побеждал кельтиберов и отпраздновал над ними триумф. Plut. Serf. 3. Он пал в марсской войне в звании легата в 90 г. (а по другим — в 89 г.). Vell. Pat. 2, 16. Ov. fast. 6, 567 сл.; 2) С. Didius, служил под начальством Цезаря в должности легата (в 46 r. до Р. X.) в войне против Помпея Младшего в Испании, счастливо сражался с ним и победил его в морской битве при Гадесе, но при высадке на берег сам был убит лузитанскими солдатами Помпея. Caes. b. Hisp. 37, 40. ДИОСКУРЫ т. е., Зевсовы отроки, Кастор и Полидевк (PoludeukhV, Pollux), сыновья Леды, братья Елены и Клитемнестры, родившиеся в Амиклах. Они считаются или сыновьями Тиндарея и называются поэтому Тиндаридами, или же детьми Зевса, который, по позднейшему сказанию, произвел их, приняв вид лебедя. По Гомеру, они еще до Троянской войны сошли с лика земли: «Но и в недрах земных высоко почтенные Зевсом, то один день, чередой, наслаждаются жизненным светом, то умирают опять, а по чести богам они равны». Il. 3, 236. Od. 11, 298. Это были два юных героя, из которых Кастор славился как укротитель коней (ippodamoV), а Полидевк как кулачный боец (pux agaqoV). Они предприняли поход в Аттику, чтобы освободить сестру свою Елену, похищенную Тесеем, сопутствовали аргонавтам и боролись с сыновьями Афареевыми Идасом и Линкеем, у которых они похитили их невест, Фебу и Гилаейру (Foibh, Ilaeira), дочерей общего их дяди Левкиппа, Левкиппид, и женились на них (см. Idas). В этой последней борьбе Кастор, который был смертный сын Тиндарея, пал; тогда Полидевк, бессмертный сын Зевса, из любви к брату упросил своего отца, чтобы ему также позволено было умереть. Зевс, однако, предоставил ему на выбор или обитать с ним вместе на Олимпе, или один день пребывать вместе с братом на Олимпе, а другой — в преисподней. Полидевк избрал последнее. Таким образом позднейшее сказание объясняло упомянутую Гомером поочередную смену смертно-бессмертной жизни. Первоначально оба Диоскура были, вероятно, древнепеласгийские божества света, принятые вторгнувшимися в Пелопоннес дорянами и почитавшиеся ими как герои-полубоги. В Спарте они были защитниками государства и покровителями гимнастики; впоследствии их смешивали с самофракийскими Кабирами, представляли путеводителями моряков и покровителями гостеприимства (см. Qeoxenia). Знаком их близости моряки считали появлявшиеся иногда на оконечностях мачт электрические огоньки — огонь Св. Ильи. Праздник в честь Диоскуров назывался Dioskouria или также Anakeia, от слова AnakeV, т. е. anakteV — властители, верховные правители, как и называли их в некоторых местах, а именно в Афинах. Dido|ДИДОНА|Elisa|Elissa|Elissa Didw,ДИДОНА или Elisa, Elissa, Elissa, финикийская царевна и основательница Карфагена. Она была дочерью тирского царя Мутгона (или Бела, или Агенора), сестрой Пигмалиона, наследовавшего тирское царство по смерти своего отца, и вышла замуж за своего дядю Акербаса или Сихея (Verg. A. 1, 343), жреца Геркулесова. Когда Пигмалион убил Сихея, чтобы завладеть его сокровищами, Д. бежала со своими богатствами в сопровождении множества тирийцев за море и сперва высадилась на берег на острове Кипр, а оттуда, после благополучного плавания, достигла берегов Африки. Здесь она купила у царя Ярбаса столько земли, сколько можно занять бычачьей шкурой, но разрезала шкуру на узкие полоски и обвела ими значительное пространство земли, где и построила замок Бирсу (bursa, шкура). Когда город вскоре стал процветать, Ярбас, желая захватить его в свою власть, стал искать руки Д. и угрожал ей в случае отказа войной. Чтобы избежать супружества с варваром, Д., приготовив костер, взошла на него и мечом сама лишила себя жизни. Карфагеняне чтили ее как богиню. Iust. 18, 4-7. Вергилий в «Энеиде» сообразно со своими целями дал другой оборот сказанию о Д. и отнес ее к временам Энея (см. Aeneas). У него Д. кончает жизнь на костре по той причине, что любимый ею Эней, по определению судьбы и по воле Юпитера, тайно оставляет ее (Aen. 4). Д.— это первоначально богиня-покровительница карфагенского кремля (финикийская Астарта), преобразовавшаяся в историческое лицо.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.