Священная Римская Империя германской нации (sacrum Imperium RomanumNationis Teutonicae) - замечательное политическое учреждение,сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму,одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности,история Германии от IX до XIX стол. и Италии в средние века. По своемупроисхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ейдала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима;германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собоювсеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главызападного христианского мира. Начало священной Римской империи относитсяк 800 г., когда Карл Великий был коронован римским императором. Событиеэто было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима отКонстантинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империибыла Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древнейРимской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточнойлинии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а непреемником Ромула Августула. Событие 800 г. явилось результатомсоглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем.Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столицеимперии (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империясчиталась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашаяотделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической,так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но неувеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил егоособенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругутеократических идей. Вторичное восстановление империи было совершеноОттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся"золотым городом" (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. "ПокаКолизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, акогда падет Рим, падет и весь мир" - таково было представлениесовременников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудилобщий энтузиазм своим короновнием в сане "императора Августа". В умесредневекового человека, которому древность завещала идею всемирноймонархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римскойимперии и католической церкви. Положение императора и его функцииопределялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он -imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и"patronus", т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствуетвласти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой ителом. "Как на небе", говорил имп. Фридрих I, "только один Бог, так и наземле только один папа и один император". Коронационный церемониал иофициальные титулы императора указывают на стремление придатьимператорской власти божественный характер. Император считалсяпредставителем всех христиан. Он - "глава христианского Mира", "светскийглава верных", "покровитель Палестины и католической веры",превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Римеимператоры с XI до XVI вв. носили титул "Romanorum rex semper Augustus",а после коронования - "Romanorum Imperator semper Augustus". С 962 г.положено начало соединению в одном лице двух титулов - императораримского и короля германского. Сначала это соединение носило чистоличный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была,однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти отдревнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем;императорская власть постепенно феодализовалась. В Риме Оттон был толькоимператором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой(низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, какна свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице,фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия непризнавала императором грубого "франка" Во Франции притязанияимператоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входилисобственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия,Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуяхимерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства,феодализма и национального обособления. Отгон III (983 - 1002) всецелопогрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся отединоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима воглаве Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империяпри Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом,когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господиномИталии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвалстрашную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и ГригорияVII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ееобаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своимсилам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. Послесмерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше:признана была самостоятельность князей и баронов. Блестящимипредставителями идеи императорской власти были во второй половине XII ипервой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое местопринадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорскаявласть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считалсвою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, каки папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законыпринадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: "quodprincipi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omnesuum imperi um et polestatem concesserit". Истинным властителем, однако,Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев.часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ,Франш-Конте оап. Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии.Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге иПомерании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая ихузурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров:так, Исаак Ангел называл Фридриха I "главным князем Алеманнии".Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делаламонарха "королем франков", а со времени Генриха II - "королем римлян",коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону"lirbis et orbis", а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертуюкорону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase).Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королямилонгобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титуломимператора. Императорский титул принимался только после коронации вРиме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, изрук которого передавалась корона. К названию "Римская империя" Фридрих Iприсоединил эпитет "Священная", не прибавлявший ничего нового кдействительной власти императора, но указывавший на божественное еепроисхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идеяимператорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствиеоснования территориальной независимости князей (эпоха великогомеждуцарствия). Новый период истории С. империи начинается со времениРудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. С. империя есть, в сущности,немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да ито лишь теоретически, так как в действительности она перешла в рукифеодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своихдинастических интересов и умножении своих родовых владений. От пышноготитула священной римской империи оставалось только одно название: князьярасхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорскойвласти, оставив императору почетные права и считая его своим леннымгосподином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут начужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжаютназывать себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинамимира, жертвуя всем для формы и внешности. Карл IV дает обещание папе неоставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар.Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотнобывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорскаявласть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U.(Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям иимперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким вглазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован вРиме. - Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории:Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границуимперии. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров надИталией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. -Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, какагрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династиястремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V(1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попыткавернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецкихкнязей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожилатеорию, на которой основывалась империя. Последний период существованияС. империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишилимператора всякой возможности непосредственного вмешательства вадминистрацию. С. империя делается исключительно Германской империей,непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякийсмысл. "Наследственным врагом С. империи" был Людовик XIV. В XVIII в.существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы.Весь дух XVIII в. противоречил идее С. империи. Революция, разрушивфеодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатскийконгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение С. империи,всегда страдавшей недостатком национального единства и политическойсвободы. Последним императором С. империи был Франц II (1792 - 1806). Вэто время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себяистинным преемником Карла Великого и увлекался идеей "всемирноймонархии"; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной,ltocai Пресбургского мира. Франц II отрекся от сана императора: еще с1805 г. он стал называть себя "наследственным императором Австрии". Этобыло концом священной Римской империи. - При саксонских и франконских императорах императорский престол былизбирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором,хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественныхкняжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после КонрадаФранвонского, Саксонская династия (919 - 1024), Франвонская (1024 -1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138- 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308- 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императоракурфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этотпродержался до 30-ти летней войны. Ср. Йрайс, "Римская империя" (Москва,1891); Вызинский, "Папство и С. Римская империя в XI V и XV столетиях"(Москва, 1857); Петр де Andio ("De imperio Roinano"), Landolfo Colonna("De translatiune imp. Rom."), Dante ("De nionarchia"), Engelbert (Deortu et Fine imp. Romani"), Marsilius Patcivinus ("De translatHone imp.R."), Aeneas Sylvias Piccoloniini ("De ortu et Authoritale imperii R."),Zoannotus ("De imp. Rom. atque eiusjurisdictione"), Alcialus ("Deformula imp. Romani"), Conringius ("De imp. Rom. Germanico"); Goldast,"Collection of imperial Constitutions"; Moser, "Romische Kayser";Plitler, "Dissertaliones de institiitione imperii Romani"; Savigny,"Geschicbte d. rom. Rechts im Mittelalter". II. K - ий Священник - название представителя религии, состоящего прихраме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, всетаинства (кроме священства), в храме (литургия другие общественныебогослужения) и вне храма (по домам прихожан, на полях и водныхвместилищах), везде, где требуется богослужебная молитва. С. -совершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии,покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он - ближайшийучитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении ихдомов и при всех встречах в разговорах; он - проповедник религиозныхначал жизни, но в тоже время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр. медицинского,сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственногообразования и воспитания. Права и обязанности С. подробно излагаются вособой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходить во времясвоего школьного воспитания, а также в церковных законах и правилах.(1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода" (1891),"Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891); П.И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей или полноеизложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб., 1897). Н. Б - в.
Значение слова СВЯЩЕННАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СВЯЩЕННАЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012