литературно-дидактическое произведение Древнего Египта. Большинство "поучений" облечено в сложившуюся уже в эпоху Древнего царства традиционную литературную форму наставления отца сыну. "Поучения" Древнего царства (до нас дошли в копиях Среднего царства) приписываемое высокопоставленными сановникам или знаменитым мудрецам: так, в папирусе Присс сохранилось "поучение" вазира фараона Хуни (III династия) своему сыну Кагемни и "поучение" вазира Птахотепа (период V династии) своему сыну; в других более поздних текстах упоминаются "поучения" мудрецов Древнего царства - Имхотепа (период III династии), Джедефхора (период IV династии), Каиреса (время неизвестно). "Поучение" Птахотепа представляет собой собрание правил хорошего тона и поведения в высшем обществе, знание которых необходимо для успешного продвижения по ступеням иерархической лестницы египетской бюрократии. В нем имеются предписания и нравственного порядка, направления, предостережения от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д. В последующие эпохи наряду с "поучениями" фараонов своим наследникам (таковы "поучение" неизвестного фараона Х династии, вероятно Ахтоя II, своему сыну Мерикарэ, и "поучении" фараона Лменсмхета I своему сыну), в которых содержатся письма интересные предписания политического характера, существует множество древними, авторами которых были лица, занимавшие различное общественное положение. Особенно популярны были "поучения", адресов, ученикам писцов, в которых всячески подчеркивается привилегированное положение писца в обществе, огромные преимущества этой профессии перед всеми другими. Первое из таких "поучений" относится ко времени Среднего царства и известно в науке как "Поучение Ахтоя I, сына Дуау, своему сыну Пепи (Пиопи)". Особое место занимают "поучения" Ани (сохранились в каирском папирусе XXI династии) и Аменемопе (относится к периоду XXI - XXIII династий или даже позже).
В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2