Значение СКАБИЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое СКАБИЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Скабичевский (Александр Михайлович) - известный критик. Родился в 1838 г., в семье бедного петербургского чиновника из малороссийских дворян; учился в ларинской гимназии и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Начал писать еще студентом, в 1859 г., в журнале для девиц "Рассвете", затем помещал статьи в "Отечественных Записках" редакции Краевского , в "Иллюстрации", "Воскресном Досуге"; в 1864 г. уезжал ненадолго в Ярославль редактировать "Рыбинский Листок". Преподавал русский язык и словесность в Смольном институте, ларинской гимназии и др. В 1871 г. оставил службу. Первой статьей его, обратившей на себя внимание, было "Воспитательное значение Гончарова и Тургенева", в "Невском Сборнике" Н. Курочкина (1867, под псевдонимом Алкандров). С 1868 г. сделался ближайшим сотрудником перешедших к Некрасову и Салтыкову "Отечественных Записок"; принимал участие в их редактировании, читая беллетристические рукописи. В 1881 г. принимал участие в редактировании "Слова", в 1882 г. - "Устоев", в 1896 - 1897 гг. - "Нового Слова". С 1874 по 1879 г. писал литературные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" (переименованных позднее в "Молву") Полетики; в 1880-х гг. и первой половине 90-х гг. вел литературный фельетон в "Новостях", последние годы - в "Сыне Отечества". Писал также в "Неделе" 1860-х гг., "Русских Ведомостях", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Мире Божием" и др. Критические и историко-литературные статьи Скабичевского собраны в его "Сочинениях" (2 т., Санкт-Петербург, 1890, 2-е изд. Санкт-Петербург, 1895). Отдельно вышли: "Беллетристы-народники" (Санкт-Петербург, 1888), "История новейшей русской литературы" (Санкт-Петербург, 1891, 4-е изд. Санкт-Петербург, 1900), "Очерки по истории русской цензуры" (Санкт-Петербург, 1892). Для "Биографической Библиотеки" Павленкова Скабичевский написал биографии Добролюбова , Писемского , Пушкина и др. Ряд "Очерков умственного движения русского общества", печатавшихся в "Отечественных Записках", был собран автором под заглавием "История прогрессивных идей в России", но издание не увидело света своевременно (1872) и лишь позднее "Очерки" вышли в собрании сочинений Скабичевского под заглавием: "Сорок лет русской критики". Как историк литературы Скабичевский не задается целями научными. Предназначая свои работы исключительно для большой публики, он не занимается самостоятельными изысканиями, пользуется материалом из вторых рук и заботится только о том, чтобы изложить его в общедоступной форме. Не отделяя задач истории литературы от задач критики, Скабичевский не заботится и об исторической перспективе и явления прошлого судит с современной точки зрения. Пользующаяся большим успехом "История новейшей русской литературы" не соответствует своему заглавию: собственно истории, т. е. общей картины хода литературных течений, здесь нет, а есть ряд биографических сведений о писателях, распределенных по родам. В биографиях нет пропорциональности: второстепенному и забытому Осиповичу отведено 8 страниц, а Голенищеву-Кутузову и Фофанову - по 1 строчке. Лучшие биографии - те, где автор вращается в сфере близких, хорошо знакомых ему настроений (писатели 60-х гг.), наименее удачные те, где приходится оценивать чисто литературные достоинства (писатели 40-х гг., поэты пушкинских традиций). "Очерки по истории русской цензуры" интересны в особенности тем, что в них почти целиком вошли некоторые редкие конфиденциальные издания, например, "Исторические сведения о цензуре" Щебальского и др. Обработки материала нет, но факты в высшей степени интересны и поучительны. Гораздо более видное место занимает Скабичевский в русской критике. Выступив в начале своей критической деятельности с протестом против крайностей Писарева и тенденциозной беллетристики "Дела", Скабичевский остается, однако, критиком-публицистом по преимуществу. Он редко разбирает чисто литературные стороны произведений и почти исключительно сосредоточивается на общественном их значении. Глубокая искренность и строгое отношение к своей задаче придают и этой односторонности несомненную силу. Нравственный ригоризм, составляющий достояние русской критики, начиная с Белинского и Добролюбова, нашел в Скабичевском убежденного представителя. Вот почему празднование 35-летнего юбилея литературной деятельности Скабичевского в 1894 г. послужило поводом к выражению ему симпатии всех оттенков прогрессивного лагеря. С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия .