Значение МИКЕШИН МИХАИЛ ОСИПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИКЕШИН МИХАИЛ ОСИПОВИЧ

Микешин Михаил Осипович - живописец, рисовальщик и скульптор (1836 - 1896). В Академии Художеств изучал батальную живопись под руководством Б. Виллевальде и получил в 1858 г. большую золотую медаль за картину: "Въезд Тилли в Магдебург". В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение проектов памятника тысячелетия России в Новгороде; представленный Микешиным проект был признан лучшим и принят к исполнению. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера ), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля. Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели - в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу , "победам черноморского флота" и матросу Шевченке - в Николаеве; адмиралам Корнилову , Нахимову и Истомину - в Севастополе; Богдану Хмельницкому - в Киеве; императору Александру II - в Ростове-на-Дону; Ермаку - в Новочеркасске; императрице Екатерине II - в Екатеринодаре; Минину - в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского, в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и, в молодости, как остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к "Вию" Гоголя и к "Кобзарю" Шевченко . В журнале "Пчела" и других изданиях появилось несколько его статей и воспоминаний. Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости фантазии, о понимании условий живописности и вообще о значительности его дарования, но грешат погоней за эффектностью, недостаток гармонии между частями, торопливостью работы и слабой, полу дилетантской техникой. - Ср. "Русская Старина", 1873, т. VIII; Ф. Булгаков "Наши художники" (Санкт-Петербург, 1889).

Краткая биографическая энциклопедия .