Значение МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, interieur'ы и портреты на Московских выставках; к этому периоду принадлежит очень интересная его картина "Орда". Выставлял на выставках "Мира Искусства", "36", "Союза" и "Салона", в Париже на "Exposition de l'Art russe", устроенной С. Дягилевым при Salon d'Automne. С 1903 г. преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914 г. избран в академики. В середине 80-х годов в Москве около В. Васнецова образовался кружок художников, одушевленных желанием возродить живописью, архитектурой, резьбой на дереве, узорами для тканей и для майолики русский народный стиль; к этому кружку примкнул и Малютин. Были устроены мастерские, в которых по рисункам художников исполнялись образцы резной мебели, керамики, вышивок для распространения среди кустарей. Подобные мастерские открыты были в имении Талашкино княгиней М. Тенишевой, руководство ими поручено было Малютину. Все, что было им сделано здесь, заложило хороший фундамент для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Ярко проявился талант Малютина в иллюстрациях к русским сказкам и к сказочным произведениям Пушкина : "Руслан и Людмила" (1898), "О царе Салтане" (1897), "О мертвой царевне и семи богатырях" (1910), "О золотом петушке" (1913). Красивы его акварели: "Садко" (1906), "Терем Кощея" (1909). Из работ Малютина в области театра, кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, следует упомянуть его эскизы декораций к операм "Садко" (1909) и "Аскольдова могила" (1912) и к балету: "Щелкунчик" (1913). Последнее время Малютин очень много работает в области портретной живописи и на выставках "Союза" появляются ежегодно интересные портреты его, как-то: "В. Переплетчикова", "Г. О.", "Н. Телешова" (1913), "В.В. Давыдова", "сына" и "дочери" художника (1914), "С.Ю. Жуковского", "А.П. Лангового" (1915). Талант Малютина своеобразно развернулся и в архитектуре; в имении "Талашкино" им построены "Теремок" для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей; в Москве по его проекту построен дом Перцова у храма Христа Спасителя. Во всех своих работах Малютин проявил редкую самобытность. В Третьяковской галерее находятся: "Иллюстрации к сказке о царе Салтане", "Детский портрет", "Сказка", "Портрет самого художника"; в музее Александра III в Петрограде - иллюстрации к "Руслану и Людмиле" и к сказке "Царь Салтан". - См. С. Дягилев "Несколько слов о С.В. Малютине" ("Мир Искусства", 1903, ¦ 4); С. Маковский "Талашкино"; его же "Страницы художественной критики" (книга II); С. Глаголь и И. Остроухов "Художественная галерея П. и С. Третьяковых"; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX в."; его же "Русская школа живописи". С. Р-ва.

Краткая биографическая энциклопедия .