Значение ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

Лосский, Николай Онуфриевич - философ (родился в 1870 г.), профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приват-доцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский - представитель интуитивизма, в основу которого положено своеобразное учение о сознании. В каждом акте сознавания есть, по крайней мере, три стороны: сознающий субъект, сознаваемое содержание (любой отрезок мира) и отношение координации между субъектом и содержанием. На основе этой координации, благодаря деятельности внимания субъекта, любой отрезок даже и внешнего мира становится предметом созерцания, интуиции и в подлиннике, то есть вступает самолично в кругозор сознания субъекта; иначе говоря, созерцаемый отрезок внешнего мира становится имманентным сознанию субъекта, хотя и остается трансцендентным субъекту сознания. Таким образом субъект способен наблюдать не только свои индивидуальные психические состояния, но и подлинный транс-субъективный мир, не только психические, но и материальные процессы, не только реальное (пространственно-временное), но и идеальное бытие (сверхвременное и сверхпространственное). Для знания о предмете необходим, кроме акта внимания, еще акт сравнивания его с другими предметами, выделяющий из состава мира то, что необходимо связано с предметом. Отсюда получается суждение. Акты знания образуют субъективную, индивидуально-психическую, а то, на что они направлены (предмет и связь его с какою-либо другою стороною мира) - объективную сторону суждения. Опираясь на разграничение субъективной и объективной стороны суждения, а также на различение понятий "имманентный сознанию" и "имманентный субъекту сознания", Лосский борется против психологизма в гносеологии и логике. Объективная сторона суждения есть система, состоящая из трех элементов: субъекта суждения, предиката суждения и отношения необходимого следования предиката из субъекта, то есть отношения основания и следствия между ними. Системность объективной стороны суждения есть не что иное, как созерцаемая познающим существом системность самого мира. Для того, чтобы предметы даже и реального мира, то есть мира пространственно-временных материальных и психических событий, были системны и потому познаваемы, необходимо, чтобы они были связаны отношениями. Но отношения, формы порядка и т. п. - не события, не процессы, протекающие во времени; это - идеи (в платоновском смысле), сообразно которым совершаются события. Следовательно, реальный мир событий опирается на идеальную основу. Идеальное бытие придает миру характер упорядоченности, осмысленности, то есть разумности во всевозможных значениях этого сова. Когда предмет вступает в кругозор сознания какого-либо индивидуума и становится познаваемым, то есть выраженным в суждении, именно идеальные моменты предмета играют роль логических форм, обусловливающих системность суждения, умозаключения и науки. Итак, интуитивизм Лосского есть попытка примирения эмпиризма и рационализма; он ставит также задачу синтеза положительной науки и метафизики. В противоположность Бергсону, интуитивизм Лосский видит в умозрении, то есть в мышлении, направленном на чисто идеальное бытие; не удаление от жизни, а, наоборот, проникновение в самые глубокие основы ее. Идеальное бытие он понимает как сверхвременный мир не только в платоновском, но и в плотиновском смысле. В психологии Лосский - сторонник волюнтаризма (XI, 601 сл.). Свое метафизическое мировоззрение Лосский называет органическим идеало-реализмом; органическое оно потому, что рассматривает мир, а также организмы и т. п., как целые, составляющие основу осуществления и развития своих частей, а не являющиеся продуктом их суммирования. Главные труды Лосского: "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (2-е издание, 1910; на немецком языке изд. А. Barth, 1905); "Обоснование интуитивизма" (2-е издание, 1908; на немецком языке изд. M. Niemeyer, 1908); "Сборник элементарных упражнений по логике" (2-е изд., 1911); "Введение в философию". Ч. I. "Введение в теорию знания" (1911); "Интуитивная философия Бергсона" (2-е изд., 1914). Много статей напечатано им в "Вопросах философии и психологии", в "Новом Пути", в "Логосе", в сборниках в честь Л.М. Лопатина и П.Ф. Лесгафта , в "Энциклопедии философских наук" (т. I), в 3-м сборнике "Новых идей в философии" (1912), в настоящем Словаре и в других изданиях.

Краткая биографическая энциклопедия .