Значение ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

Николай Онуфриевич [24.11(6.12).1870, Кресловка, около Витебска, - 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа], русский философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма . Приват-доцент (с 1900) и профессор (с 1916) Петербургского университета. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Профессор философии, в Русской духовной академии в Нью-Йорке (1947-50). Главная задача философии, по Л., - построить 'теорию о мире как едином целом' на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - мистически понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия 'интенциональных' (целевых) актов - осознание, внимание и т.д.; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Основные черты русской философии, по Л., - её этический характер, 'религиозная реалистичность', 'синтетичность'. Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии русской философии ('История русской философии', 1951, русский перевод 1954).

Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903: Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Сборник статей, П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, 3 изд., П., 1922; Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931: Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Personalistischer Idealismus, 'Kant-Studien', 1959-60, Bd 51, H. 4 .

Лит.: Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М. - Л., 1963; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

Л. Н. Суворов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.