Значение слова КРИВИЧИ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое КРИВИЧИ

Кривичи - племя восточных славян, вошедшее в состав великорусской народности. Известия о нем идут от Константина Багрянородного и из Летописи, где кривичи выступают в группе северных славянских и финских племен, платящих дань варягам. Территория кривичей определяется Летописью, как верховья Волги, Двины и Днепра, с центром в Смоленске.С точки зрения киевлянина-летописца это - народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, который, как и вятичи, "не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон". Вместе со словенами, чудью и весью кривичи принимают участие в призвании князей. Они выступают и в походе Олега на Смоленск, Киев и "на Грекы", в походе Владимира на Рогволода Полоцкого . В 982 г. Владимир, строя города на южной границе княжества, по рекам Стугне и Суле, населяет их лучшими мужами из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди. В XI и XII веках Полоцкое княжество считается землей кривичей. А последний раз термин Кривичи встречается под 1162 г. В течение двух последних десятилетий в науке очень спорным стал вопрос о роли кривичей в колонизации северо-восточной Руси. В противоположность В.О. Ключевскому , стороннику теории заселения этого края с юга, Шахматов , Будде , Спицын значительнейшую роль в этом процессе отводят племени кривичей, внося в исследование вопроса данные языка и археологии. Лингвистика и археология в общих чертах дают на этот вопрос сходные ответы. Археологический материал дает возможность разделить кривицкие погребения по обрядам погребения и курганному инвентарю на три группы: смоленскую - с центром близ огромного Гнездовского могильника, места первоначального Смоленска; двинскую - с центром в Полоцке, и псковскую - с центром в Изборске, на что есть косвенное указание в Летописи: туда после призвания князей садится Трувор . В вопросе о колонизации Северо-Восточной Руси защитники кривицкого заселения расходятся со взглядом графа Уварова , раскопавшего до 7500 курганов в Ростово-Суздальской обл. и огульно отнесшего их к финскому племени мерян. С последней точкой зрения современный археолог не может согласиться по двум причинам: 1) финны этой эпохи (X - XII веках) не знают погребений в курганах, и 2) анализ курганных находок из раскопок графа Уварова обнаруживает лишь слабую примесь финского элемента. С другой стороны, как обряд, так и инвентарь близки смоленским кривицким погребениям; на долю племени, оставившего их, приходится отнести главную часть колонизационной волны. Предположительно намечаются и исходные пункты колонизационного движения: через Зубцов на Волгу и Волок-Ламский на северные притоки Оки. Лингвисты несколько усложняют вопрос о колонизации внесением в него еще одного движения иных племен с Юга на Север; академик Шахматов говорит о землях, потерянных кривичами и занятых вятичами и дреговичами (время этих потерь точно не определяется). В общих чертах кривицкое движение признается и лингвистами столь же значительным. Профессор Будде находит группу кривицких пришельцев в Касимовском уезде, Рязанской губернии, где они столкнулись с северянами. Материалом археологическим удается наметить и границы кривицкого расселения к XII в. Оно захватывает северные уезды нынешних губерний Московской и Владимирской, Касимовский уезд, губернию Ярославскую, западную часть Костромской, Тверскую без северо-западной части. Курганы с погребениями этого типа доходят до Белозерского края, где известны пор. Суде. - Литература вопроса очень обширна; это, главным образом, отчеты о раскопках, из которых приводятся лишь наиболее подробные и ясные. Сводки данных раскопок до сих пор (1914) не сделано. См. академик Шахматов "К вопросу об образовании русских наречий" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1900, книга 4); профессор Будде "К истории русских говоров" (Казань, 1896); А.А. Спицын "Расселение древнерусских племен по археологическим данным" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1899, книга 8); интересна статья П.Н. Милюкова , где собрано много исторических данных о крив. колонизации, но, к сожалению, автор оперирует над материалом вятичей (Отчет, в "Трудах Х археологического съезда в Риге"); А.А. Спицын "К истории заселения верхнего Поволжья русскими" ("Труды II областного археологического съезда в Твери"); гр. А.А. Уваров "Меряне и их быт" ("Труды I археологического съезда в Москве"); А. Спицын "Владимирские курганы" ("Известия Императорской Археологической Комиссии", выпуск 15); А. С. "Курганы на реке Суде" ("Записки Императорского Русского Археологического Общества", новая серия, т. VIII); В.И. Сизов "Курганы Смоленской губернии" ("Материалы по арх. России", выпуск 28); С. Богоявленский и Ю. Готье "Отчет о раскопке могильника Волоколамского уезда" ("Древности", т. XIX, выпуск XII); Романов "Отчет о раскопке в имении Каховка Витебской губернии" ("Древности", т. XV); "Отчет о раскопке В.Н. Глазова в Псковской губернии" ("Записки Русского Отделения Императорского Русского Археологического Общества", т. V, выпуск I); "Отчет" о его же работах в Западной новой серии (т. XII); А. Тищенко "Отчет о раскопке в имении Паниковичи" ("Известия Императорской Археологической Комиссии", выпуск 53); профессор Грушевский "Киевская Русь" (СПб., 1911); профессор М.В. Довнар-Запольский "Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия" (Киев, 1891). А. Тищенко.

Краткая биографическая энциклопедия .