Значение ЗНАМЕНСКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЗНАМЕНСКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Знаменский Петр Васильевич - выдающийся историк русской церкви. Родился в 1836 г., кончил курс в Казанской духовной академии и занял в ней кафедру русской церковной истории. Получил степень доктора за диссертацию "Приходское духовенство в России со времени реформы Петра" (Казань, 1872). Главные его труды: "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1870; 5-е доп. изд., 1888; сокр. изд. - "Учебное руководство по истории русской церкви", СПб., 1904) и "История Казанской Духовной Академии" (3 тт., Казань, 1891 - 1892). Церковную жизнь и народные верования Знаменский не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Очень ценны и монографические исследования Знаменского по истории русского общества и русской образованности: "История Российская Татищева в отношении к русской церковной истории" ("Труды Киевской духовной академии", 1862); "Исторические труды князя Щербакова и Болтина в отношении к русской церковной истории" (там же); "Законодательство Петра Великого относительно духовенства" ("Православный Собеседник", 1863); "Церковные вотчины при Петре Великом" ("Православный Собеседник", 1864); "Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния" (там же, 1864); "Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии" (там же, 1863, и "Время", 1863, книга 4); "Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв" (Казань, 1865); "Приходское духовенство со времени реформы Петра" (Казань, 1872); "Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II" ("Православный Собеседник", 1875); "Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I" (Казань, 1878); "Сильвестр, митрополит казанский" ("Православный Собеседник", 1878, ¦ 4, 5 и 6); "Духовные школы в России до реформы 1808 г." (Казань, 1881); "Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в." ("Православный Собеседник", 1882, ¦ 2 и 4); "Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности святого Филиппа московского" ("Православный Собеседник", 1883, ¦ 4), "Народные верования, относящиеся к пчеловодству" ("Странник", 1883, ¦ 7); "Шестоднев Афанасия холмогорского" (там же, ¦ 12), "Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I" (Казань, 1885); "На память о Н.И. Ильминском" (Казань, 1892); "Печальное 25-летие" ("Православный Собеседник", 1896, I); "Учение Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае" (ib., 1900); "Несколько материалов для истории алтайской миссии" (ib., 1901); "Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни" (ib., 1902, и отдельно, Санкт-Петербург, 1906); "По вопросу о духовной школе" ("Православный Собеседник", 1907, VIII) и др. В "Описании рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии" (вышло 3 тома) рукописи исторического содержания описаны исключительно Знаменским. - См. Терковский "Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии" (Казань, 1890; "Православный Собеседник", 1911, I).

Краткая биографическая энциклопедия .